Запорожский женский форум http://ladies.zp.ua/ |
|
Сказкотерапия http://ladies.zp.ua/viewtopic.php?f=241&t=26144 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Adelia [ 27 май 2012 08:43 ] |
Заголовок сообщения: | Сказкотерапия |
Сказкотерапия - это способ объективизации проблемных ситуаций, иными словами, это создание особой сказочной атмосферы, которая делает мечту реальностью, окутывает все вокруг предчувствием чуда, позволяет ребенку вступить в борьбу со своими страхами и выйти из нее победителем, а главное - дает ребенку чувство уверенности и защищенности. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, что способствует формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида арт-терапии, которая помогает детям избавиться от страхов и комплексов. Именно поэтому сказкотерапия является одним из самых эффективных психологических методов в работе с детьми. Преимущества сказкотерапии Терапевтическая сказка отличается от обычной тем, что она составлена специально с учетом особенностей конкретного ребенка. Ее персонажи переживают те же эмоции, борются с теми же страхами, комплексами, что и малыш. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни. Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Терапевтическая сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные. Как работать со сказкой Рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше понравился. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка. Воспроизведение эпизодов сказки. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверей и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть побудет зрителем. Использование сказки как притчи. В этом случае сказка может стать моделью поведения. Закрепление эффекта сказки происходит тогда, когда родители спрашивают детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему. Как создать терапевтическую сказку для вашего малыша: 1. Выбираем героя, близкого ребенку по возрасту, полу, характеру. 2. Описываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Вводим героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок. 4. Далее следует поиск героем (ребенком) путей решения проблемы - сопровождаем комментариями, показом ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. 5. Делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Помните, создавая такие сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка. Творите и фантазируйте вместе с детьми! источник |
Автор: | Наталиефм [ 28 май 2012 23:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
Adelia, хорошая методика, только для психологов. Вот я, накупила сказок деревянных, а дочка сама свои сценарии пишет. Я ей говорю нельзя с чужими разговаривать, видишь лисичка Колобка скушала, а она мне - можно и улыбается так ехидно. Поэтому здесь надо, чтобы кто-то толковый показал, объяснил -- Пользователь добавил некоторое время спустя -- Еще, прикол ей нравится прятать всех героев за деревья, кусты, вот может кто-то объяснит, что это значит |
Автор: | lyolyca [ 29 май 2012 07:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
По сказкотерапии защитила диплом. Хочу обратить внимание, что их 5 видов, и для детей до 7 лет более важны психокоррекционные- по коррекции боязни темноты, мокрых штанишек, темной "страшной" кладовки, боязни насекомых, собак, мышей, чужих дядь и теть, уколов и др. А также дидактические- когда малышам можно в игровой форме рассказать про времена года, числа, буквы, слоги и многое другое. После сказки, можно вместе нарисовать персонажей, чтобы они лучше запомнились. Если интересно- могу привести пример сказок. А еще важно сказку начинать ни с того, ни сего, например "мне знакомая тетя рассказала историю..." или "Я видела по телевизору такую историю...". И сразу сказку психокор. не обсуждать, дать ее "переварить" самому ребенку. Когда я рассказала своим детям сказку про "боюсек", которые живут в темноте, всего боятся и мечтают поиграть детскими игрушками, между собой потом это обсуждали и смеялись. |
Автор: | Adelia [ 30 май 2012 13:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca, как здорово! Будем очень рады, если порадуешь нас своими материалами!!! ![]() |
Автор: | Наталиефм [ 30 май 2012 16:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca, да, если можно кинь самое главное, так чтобы мамы поняли |
Автор: | lyolyca [ 30 май 2012 21:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
Правила изложения сказки: 1. «Зона безопасности» - вымышленные события, герои, объекты - ребенок не чувствует себя виноватым, нет страха, стыда. 2. Сказку нужно рассказывать «случайно» - на перемене или после консультации, когда она открыта сознательно и бессознательно, ее защита ослабевает. 3. Основание для сказки - «у моей знакомой», «сегодня я видела», «я читала такую сказку» - тогда ребенок будет слушать внимательно. 4. Сказку не нужно анализировать или обсуждать сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в вымышленный мир. 5. Не надо перегружать ребенка сказками и историями, чтобы она не потеряла к ним чувствительность. Для малышей хорошо рассказывать сказки про животных, для младших школьников-люди и животные, для подростков- бытовые ситуации, истории о браке, быте, притчи. Главный принцип в "Колобке"- послушание, зависимость от родителей. Когда родители рядом с ребенком ничего не случается, но если он слишком самостоятелен и делает, что вздумается, его могут «съесть». Сказка для детей, которые боятся темных помещений Сказка про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовокЖила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, — тихонько сказала она, — ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять...» «Ну, ладно, принесу сама», — ответила мама.Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.«Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка — такая милая», — сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, — ...а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, — часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, — сказала ванная комната, — а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!» «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната.«А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее меда», — подтвердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. «Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали.Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем.«Настя, ты что там делаешь? Беги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную.Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, -закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да». |
Автор: | Наталиефм [ 30 май 2012 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca, спасибо, а какие сказки Вы еще рекомендуете детям 2-3 лет? |
Автор: | lyolyca [ 30 май 2012 21:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
А если ребенок тяжело засыпает и морочит голову, что ему нужно попить, позвонить дедушке, сходить в туалет и так около часа, можно рассказать медитативную сказку, в которой нет героев и она рассказывается медленно, почти шепотом. И с тем условием, что ребенок не задает вопросов и не участвует в рассказе. Для этого он кладет головку на подушку, крепко закрывает глазки и представляет, как подушка превращается в белое, воздушное облачко и поднимается вверх. Здесь идет очень много художественных описаний про небо, которое красиво меняет цвет, про рыбок в озере, которые спешат домой к своим деткам и на песочном дне засыпают, про птичек и других животных, насекомых и всех, кто придет в голову. И все это порядка 10-15 минут с переходом на взрослых, которые тоже ложатся спать и видят волшебные сны и на маму (или папу), которые сейчас пойдут в свою кровать, а завтра поделятся своим волшебным сном. И если в первый раз это не принесет желаемого результата, то ребенок на следующую ночь будет ждать новой сказки. |
Автор: | Galyna [ 11 сен 2012 01:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca писал(а): А если ребенок тяжело засыпает и морочит голову, что ему нужно попить, позвонить дедушке, сходить в туалет и так около часа, можно рассказать медитативную сказку,. Здорово!! И это работает! у нас такие сказки с поглаживанием животика получались и получаются именно в тяжелые моменты. когда уснуть не может даже если устал безбожно.. за 3 минуты вырубается. и даже если не устал, а прыгает , прошу "приляг на минутку секрет скажу" и говорю -говорю , не давая ему увлечь меня на другой разговор (активный). Но у нас есть "ключик". Он будет лежать потому что любит когда мама животик гладит.. |
Автор: | lyolyca [ 19 сен 2012 11:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
За животик-здорово! Прикольный "ключик". Еще можно гладить головушку или крутить локон. Моя дочка так всегда засыпала. |
Автор: | N-a-s-t-e-na [ 19 сен 2012 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca, Подскажите, какую-нибудь сказку для малыша 3,5 годика, очень боится животных ![]() А у мамы фантазия = 0 ![]() |
Автор: | N-a-s-t-e-na [ 19 сен 2012 12:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
lyolyca, Спасибо буду стараться, думаю теперь что-то точно придумаю интерессненькое ![]() |
Автор: | Araes [ 19 сен 2012 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
А с взрослыми сказкотерапию проводят? |
Автор: | lyolyca [ 19 сен 2012 23:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Сказкотерапия |
Конечно! А если обратиться к этнопедагогике, то сказки вообще-то изначально составлялись для взрослых. Для взрослых поднимаются такие темы как развод, зависимость от родителей, мужа, свекрови, плохой начальник, нервная работа и много чего другого. Интересно.... |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |