Кризис трех лет — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми.
Для того, чтобы понять, что происходит в этот период, нужно прежде всего рассмотреть ситуацию развития — внутреннюю и внешнюю -в которой протекает кризис.
Примерно до двух лет главную роль в развитии ребенка играет совместная деятельность ребенка и взрослого. Она интенсивно развивается и является основной для ребенка. Но на третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации, выполняет многие другие действия уже без помощи взрослого. К 3-м годам ребенок уже многое умеет. Серьезные успехи, которых добивается ребенок в предметных действиях, в речевом развитии, в символической игре и в других сферах жизнедеятельности, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, у ребенка стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них.
Под влиянием самостоятельности начинает происходить осознание себя. Малыш научается отделяясь себя от взрослого, начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице – «я». А неукротимое стремление к самостоятельности находит свое выражение в формуле «Я сам».
У ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. Раньше между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «я хочу».
Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в их отношениях. Этот период получил название КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.
1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение НЕГАТИВИЗМА в поведении ребенка.
Это не обычное непослушание. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять. Гулять!» При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и т.д. Как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям, его поведение противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и вопреки очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.
2. Следующим характерным симптомом кризиса является УПРЯМСТВО в поведении, которое следует отличать от настойчивости.
Упрямство — это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя своим первоначальным решением /«я так сказал»/ и ни за что не хочет отступать от него. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним, как с личностью.
3. Третий симптом кризиса — СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным, поэтому иногда данный возраст называет возрастом строптивости.
Строптивость в отличие от негативизма носит более общий и более безличный характер. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни, против установленных норм воспитания* Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.п. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4. Четвертый симптом — СВОЕВОЛИЕ, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в стремлении к эмансипации от взрослых, к: самостоятельности, отказе от помощи.
Отчасти это напоминает кризис 1 года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла. Подавить эту тенденцию — значит обречь его на вечную зависимость, сначала от родителей, потом от сверстников и всех других, и породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
5. ПРОТЕСТ-БУНТ, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими людьми, в постоянном конфликте ними, ведет себя очень агрессивно.
6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ. Малыш из нормальной воспитанной семьи может начать ругаться, обзывает мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Ребенок старается обесценить буквально все, от своих вещей до взрослых.
7. Наконец, в семьях с единственным ребенком встречается ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т.д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в, требованиях постоянного внимания к себе.
Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или же быстро их преодолевают. И в то же время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.
III. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА.
1. Объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития.
2. При тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка.
3. Протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.
IУ. ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.
Центральным психологическим новообразованием личности ребенка 3-х лет является возникновение самосознания, формирование «системы Я».
И негативизм, и упрямство, и строптивость, и все остальные симптомы кризиса отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделяется от родственников, е которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я». Появляются высказывания типа: «Я сам», «Я хочу», «Я делаю». Взаимоотношения со взрослыми переходят на новую ступень.
Важным новообразованием, связанным с развитием самосознания, является своеобразный поведенческий комплекс, наблюдаемый у детей в 3 года. В чем его суть?
Во-первых, в предметной деятельности дети не просто манипулируют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, стремятся достичь результата. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональным вспышкам по пустякам, в хвастовстве и преувеличении собственных успехов.
Этот поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого.
Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
У. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.
Острота протекания кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Выше уже говорилось, что далеко не всегда кризис сопровождается негативным поведением ребенка. Оно наблюдается только тогда, когда взрослый общается с ним по-старому. Такое общение ведет лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже). Кроме того, перед сверстниками и посторонними взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует, он адресует ее лишь к своим, близким ему людям.
Важно избежать в этот период частых конфликтов. Общаться нужно спокойно, не устраивая скандалов. Нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свое упрямство и своеволие. Но не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их. Не стоит сразу и отвергать их. Лучше дать ребенку «остыть», а уже потом спокойно объяснить свое решение.
Определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы неправильно. Притязания ребенка «быть, как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма — форма игры. Поэтому кризис 3 лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
http://psyholog.dp.ua/detskaya-psixologiya/krizis-3-letnego-vozrasta-osnovnye-aspekty.html