Запорожский женский форум
http://ladies.zp.ua/

Кризис трехлетки
http://ladies.zp.ua/viewtopic.php?f=241&t=7870
Страница 1 из 10

Автор:  SuR [ 06 янв 2011 22:28 ]
Заголовок сообщения:  Кризис трехлетки

Кризис 3-летнего возраста. Основные аспекты

Кризис трех лет — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми.

Для того, чтобы понять, что происходит в этот период, нужно прежде всего рассмотреть ситуацию развития — внутреннюю и внешнюю -в которой протекает кризис.

Примерно до двух лет главную роль в развитии ребенка играет совместная деятельность ребенка и взрослого. Она интенсивно развивается и является основной для ребенка. Но на третьем году ребенок ста­новится более самостоятельным: он научается элементам самообслужи­вания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации, выполняет многие другие действия уже без помощи взрослого. К 3-м годам ребенок уже многое умеет. Серьезные успехи, которых добивается ребенок в предметных действи­ях, в речевом развитии, в символической игре и в других сферах жиз­недеятельности, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, у ребенка стремительно на­растает тенденция к самостоятельности, стремление действовать не­зависимо от взрослых и без них.

Под влиянием самостоятельности начинает происходить осознание себя. Малыш научается отделяясь себя от взрослого, начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице – «я». А неукротимое стремление к самостоятельности находит свое выражение в формуле «Я сам».

У ребенка появляются свои собственные желания, непосредствен­но не совпадающие с желаниями взрослых. Раньше между желаниями ре­бенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка стано­вятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «я хочу».

Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в их отношениях. Этот период получил название КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребен­ка и его отношения с окружающими людьми.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение НЕГАТИВИЗМА в поведении ребенка.

Это не обычное непослушание. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрос­лые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только пото­му, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предла­гает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он наста­ивает: «Гулять. Гулять!» При яркой форме негативизма ребенок отри­цает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и т.д. Как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям, его поведение противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и вопреки очевидности, чтобы вы­разить свое отношение другому.

2. Следующим характерным симптомом кризиса является УПРЯМСТВО в поведении, которое следует отличать от настойчивости.

Упрямство — это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя своим перво­начальным решением /«я так сказал»/ и ни за что не хочет отступать от него. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним, как с личностью.

3. Третий симптом кризиса — СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным, поэтому иногда данный возраст называет возрастом строп­тивости.

Строптивость в отличие от негативизма носит более общий и более безличный характер. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни, против установленных норм воспи­тания* Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказы­вается чистить зубы, надевать тапочки и т.п. Он как бы бунтует про­тив всего, с чем имел дело раньше.

4. Четвертый симптом — СВОЕВОЛИЕ, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в стремлении к эмансипации от взрослых, к: само­стоятельности, отказе от помощи.

Отчасти это напоминает кризис 1 года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла. Подавить эту тенден­цию — значит обречь его на вечную зависимость, сначала от родителей, потом от сверстников и всех других, и породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

5. ПРОТЕСТ-БУНТ, который проявляется в частых ссорах с родите­лями. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими людьми, в постоянном конфликте ними, ведет себя очень агрессивно.

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ. Малыш из нормальной воспи­танной семьи может начать ругаться, обзывает мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Ребенок старается обес­ценить буквально все, от своих вещей до взрослых.

7. Наконец, в семьях с единственным ребенком встречается ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истеричес­кие приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т.д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в, требованиях постоянного внимания к себе.

Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всег­да 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведе­ния или же быстро их преодолевают. И в то же время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать объективный и субъ­ективный кризис. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

III. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА.

1. Объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития.

2. При тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка.

3. Протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложи­лись в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребе­нок противится прежним отношениям.

IУ. ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

Центральным психологическим новообразованием личности ребенка 3-х лет является возникновение самосознания, формирование «системы Я».

И негативизм, и упрямство, и строптивость, и все остальные сим­птомы кризиса отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделя­ется от родственников, е которыми раньше был неразрывно связан, про­тивопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я». Появля­ются высказывания типа: «Я сам», «Я хочу», «Я делаю». Взаимоотно­шения со взрослыми переходят на новую ступень.

Важным новообразованием, связанным с развитием самосознания, является своеобразный поведенческий комплекс, наблюдаемый у детей в 3 года. В чем его суть?

Во-первых, в предметной деятельности дети не просто манипули­руют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, стремятся достичь результата. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемон­стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успе­хи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффектив­ные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собствен­ного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чув­ствительности к признанию их достижений, эмоциональным вспышкам по пустякам, в хвастовстве и преувеличении собственных успехов.

Этот поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начина­ет видеть себя через призму своих достижений, признанных и оценен­ных другими людьми. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестра­ивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получи­лось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого.

Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дош­кольному детству.

У. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.

Острота протекания кризиса прямо зависит от отношения к ре­бенку со стороны взрослых. Выше уже говорилось, что далеко не всегда кризис сопровождается негативным поведением ребенка. Оно наблюдает­ся только тогда, когда взрослый общается с ним по-старому. Такое об­щение ведет лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, со­хранению их в течение всего детства (а то и позже). Кроме того, пе­ред сверстниками и посторонними взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует, он адресует ее лишь к своим, близким ему людям.

Важно избежать в этот период частых конфликтов. Общаться нуж­но спокойно, не устраивая скандалов. Нельзя противопоставлять уп­рямству и своеволию ребенка свое упрямство и своеволие. Но не с лю­бым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выпол­нять их. Не стоит сразу и отвергать их. Лучше дать ребенку «ос­тыть», а уже потом спокойно объяснить свое решение.

Определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы непра­вильно. Притязания ребенка «быть, как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма — форма игры. Поэтому кризис 3 лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
http://psyholog.dp.ua/detskaya-psixologiya/krizis-3-letnego-vozrasta-osnovnye-aspekty.html



Похоже, у моей дочери сейчас самый пик этого кризиса. А муж считает, что это разбалованность и упущение в воспитании. Может он прав?

Автор:  Chiara [ 06 янв 2011 22:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

Цитата:
И если он протекает вяло, психологи говорят о задержке развития волевых сторон личности.

Вот эта фраза меня озадачила. Например, нам сейчас 3г3м и у нас тоже есть кризис, но не так буйно он у нас протекает как описано выше - некоторые моменты ярче выражены, некоторые меньше. Но чтоб вообще "дурдом" - то такого нет, так что мне теперь начать волноваться
Цитата:
о задержке развития волевых сторон личности
:dntknow: .

Согласна с тем, что у практически всех детей к трём годам наступает какой-то переломный момент, думаю от воспитания это особо не зависит. Надо его просто пережить и всё наладится, правда не за горами уже кризисы 4-х, 5-и, ит.д. лет ha-ha , но и их будем пытаться преодолеть.

Автор:  Саша-2 [ 04 май 2011 00:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

и у нас тоже проявляется кризис видимо трехлет,только еще трех нет,а упертый,и все хочет сам делать

Автор:  колобок [ 04 май 2011 00:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

у нас это все в самом цвету, и драться пробует, и плеваться, хотя знает, что нельзя. любимые фразы: "не надо", "не хочу", "сама", "не получается!!" началось это в два года и пока набирает обороты с каждым днем...

Автор:  Taniaa [ 24 май 2011 13:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

У моей, наверное, тоже начался кризис трёхлет! Она начала обзываться - называет всех "кака" и "какашка" и "я с вами не дружу". Надеюсь, этот кризис закончится самостоятельным спаньём по ночам, а то она уже с нами на диване не помещается! :)

Автор:  Инкакартинка [ 24 май 2011 13:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

И у нас в 2.5 года уже начинется кошмар.Не слушает,все сам,дерется,назло... =-O

Автор:  helena123 [ 24 май 2011 13:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

нам 2,4 но вот почитала и подумала, что наверное тоже кризис начался...дай то тут же в истерике-поставь назад..папа иди сюда-папа уходи..дерется с папой, получает, плачет, но все равно дерется...короче пойди туда незнаю куда, принеси то незнаю что -obmorok- я просто в шоке!!!уже думала к психологу идти...капец полный..вчера после сна 2часа проистерил и на руках просидел...пипец полный..а потом на улице по своей вине споткнулся и отлупил бабушку, кот. вообще молчала (но он ее не любит)...

Автор:  Инкакартинка [ 24 май 2011 13:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

helena123,читаю и аналогичное у нас. =-O

Автор:  helena123 [ 24 май 2011 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

инкакартинка,ты меня успокоила..я думала у меня ребенок какой-то псих :nails: значит я не одна!
а самый прикол..сам не может открыть что-то. но тычет пальцем в грудь себе и кричит "Го" (значит Егор ha-ha2 )

Автор:  Инкакартинка [ 24 май 2011 13:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

helena123,просыпается без настроения,диван сложить не дает,хочу есть-не хочу есть.все ему отдай,чуть что не так в слезы.Бьет бабушку,потом идет к папе говорит,что баба его била.Швыряет игрушки...я надеюсь,что это пик трехлетки.Бо дальше я не выдержу уже. =-O

Автор:  колобок [ 24 май 2011 13:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

я свою сразу пытаюсь обнять, пожалеть, помочь, когда вижу, что психует. вроде бы помогает. ну если совсем вредина-наказываю.

Автор:  Taniaa [ 24 май 2011 14:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

А у нас ещё ябедничать начала - всех закладывает! А мама стакан разбила. А бабушка мне шоколадки кусочек дала, а мне нельзя..... а папа ещё что-то сделал!
А насчёт бабушки, которую побили - это жёстко! :)

Автор:  Pussycat [ 24 май 2011 14:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

То, что раньше было кризисом трех лет, сейчас у деток начинается года в два, быстрее развиваются, намного больше информации вокруг. С этим ничего не сделаешь. Главное не идти у ребенка на поводу. Если хочет самостоятельно делать, пусть делает. Не получится - не ругайте его, он сам поймет, что был не прав.

А то, что у некоторых деток не такое поведение в 3 года - не означает, что он отсталый какой-то, все люди разные. Это просто часто встречающееся явление, а не постоянное. Так что беспокоится не о чем, имхо.

Автор:  SuR [ 24 май 2011 14:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

Taniaa писал(а):
А у нас ещё ябедничать начала - всех закладывает!

Есть такое ha-ha1
А мы вот еще и врать научились ehh

Автор:  helena123 [ 24 май 2011 14:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кризис трехлетки

инкакартинка писал(а):
просыпается без настроения,диван сложить не дает,хочу есть-не хочу есть.все ему отдай,чуть что не так в слезы.
ну прям про нас ha-ha2

-- Пользователь добавил некоторое время спустя --

колобок писал(а):
я свою сразу пытаюсь обнять, пожалеть, помочь, когда вижу, что психует. вроде бы помогает.
я его и обнимаю и разговариваю..попускает, но стоит папе зайти или заговорить-капец!!!
наказывать бестолку-истерика, хватается за ноги и висит, плачет чтоб пожалела и на руки взяла...мы не умеем ссориться с ним..я его наказываю а он бежит и хватаетя за ноги как будто это уже конец всего

Страница 1 из 10 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/