Site Logo
 
Текущее время: 14 июн 2025 09:27

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 88 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 07 май 2012 20:09 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 8857
ЗЖФ-зависима: 14 лет 8 месяцев 26 дней
Медали: 16
Я люблю ЗЖФ (1) Квест. Победитель. (1) Активный участник аукциона (4) Благотворительная ярмарка (6)
К 10-летию форума (1) Подарок от Снегурочки (1) Участник фотоквеста (1) Кулинарные конкурсы на ЗЖФ (1)

Очки репутации: 833
Повысить репутациюПонизить репутацию
Я думала, что у меня гиперактивный ребенок, пока к нам на занятия не пришел один такой мальчик - ни секунды на месте, ничего не интересует, только бегать-прыгать-баловаться, на мамины слова - вообще никакой реакции :vaco:
Мама мужественно отходила месяц, и забросила, когда ребенок уже начал привыкать понемногу - мог выслушать задание и сделать его, причем даже несколько, думаю свою роль сыграл и коллектив, и распорядок занятия, и постоянные посещения

_______________________________
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.
Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонечко сядет вам на плечо.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 07 май 2012 22:51 
Не в сети
Начинающая Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 55
ЗЖФ-зависима: 13 лет 4 месяца 5 дней
Откуда: Украина
Детки: сыночек

Очки репутации: 2
Повысить репутациюПонизить репутацию
Ane4ka писал(а):
Я думала, что у меня гиперактивный ребенок, пока к нам на занятия не пришел один такой мальчик - ни секунды на месте, ничего не интересует, только бегать-прыгать-баловаться, на мамины слова - вообще никакой реакции :vaco:
Мама мужественно отходила месяц, и забросила, когда ребенок уже начал привыкать понемногу - мог выслушать задание и сделать его, причем даже несколько, думаю свою роль сыграл и коллектив, и распорядок занятия, и постоянные посещения


Безусловно - это играет свою роль. Но, возможно мама финансово не смогла потянуть занятия?! А может есть и другие причины?! по-всякому бывает...

_______________________________
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 10 май 2012 08:55 
Не в сети
Начинающая Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 55
ЗЖФ-зависима: 13 лет 4 месяца 5 дней
Откуда: Украина
Детки: сыночек

Очки репутации: 2
Повысить репутациюПонизить репутацию
mashali писал(а):
Для сосредоточения ребенка родители должны максимально соблюдать режим: встали, умылись, поели, пошли гулять (в садик, играться и т.д.).
Кроме того, ребенок должен знать, что кроме его мнения и желания, есть родительский авторитет и родителей надо слушаться.
Конечно, такие советы касаются старших деток (4-5 лет). Для малышей я бы ограничила количество возможных игрушек и развлечений: довел дело до конца, тогда только берись за следующее :dntknow:



Эти моменты очень важно соблюдать!!! Знаем по себе!!! Мы хоть и гиперактивны, однако беременность всю я просто порхала, без особых проблем!!!

_______________________________
Изображение Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 04 сен 2013 07:40 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 11024
ЗЖФ-зависима: 14 лет 6 месяцев 8 дней
Медали: 8
Я люблю ЗЖФ (1) Сердце форума (1) Mafia for Ladies (1) Благотворительная ярмарка (3)
К 10-летию форума (1) Учиться никогда не рано (1)

Очки репутации: 686
Повысить репутациюПонизить репутацию
как то нагрузилась этой темкой снова, почитав.
нам в 1,5-2-3г. врач говорил, что у меня гиперактивный ребенок. сейчас часто слышу подобное в наш адрес. но то такое.. мнения.
почитала, что такое гиперактивность на 2й стр. - да, ну. нам далеко и было и есть до тех признаков. и как верить психотерапевту, на приеме у которого мы бывали :dntknow:

_______________________________
Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 25 сен 2013 17:45 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 4078
ЗЖФ-зависима: 14 лет 3 месяца 29 дней
Откуда: отсюда ))
Семья: полный комплект)
Детки: доча и сыночек
Медали: 1
Я люблю ЗЖФ (1)

Очки репутации: 164
Повысить репутациюПонизить репутацию
у комаровского есть тема по гиперактивным детям
http://video.komarovskiy.net/shkola-gip ... -2010.html


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 25 сен 2013 18:51 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 4078
ЗЖФ-зависима: 14 лет 3 месяца 29 дней
Откуда: отсюда ))
Семья: полный комплект)
Детки: доча и сыночек
Медали: 1
Я люблю ЗЖФ (1)

Очки репутации: 164
Повысить репутациюПонизить репутацию
вот есть хорошие игры для гиперактивных детей которые развивают у них внимание и усидчивость

«Построй в темноте» (не подходит для детей, боящихся темноты!)
На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться.

«Лови – не лови!»
Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»


«Пройди тихо!»
Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»
Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»
Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»
Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например,
«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?
За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

На прогулке

Во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.
«Найди игрушку»
Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке), ребенок ищет. Потом меняются ролями.
«Разведчики»
Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т.д.

игры для гиперактивных детей. Они направлены на развитие внимания, на тренировку навыков волевой регуляции, на закрепление коммуникативных навыков.
Психогимнастические игры для гиперактивных детей улучшают самочувствие, снимают переутомление и напряжение.

Игра «Колокол». Возьмемся за руки, поднимем руки вверх, образуя купол колокола. Резко опускаем руки и говорим: «Бом!». Играем несколько раз, показывая, как звонит маленький колокольчик или большой колокол.

Упражнение «Рвем бумагу». Дать ребенку лист бумаги и предложить порвать на маленькие кусочки.

Упражнение «Дави – не дави». Складываем ладошки вместе, а руки располагаем на уровне груди. По сигналу «Дави!», ребенок должен сильно давить на ладошки обеими руками. По сигналу «Не дави» – расслабить и опустить руки.

Снизить напряжение вам помогут воздушный шарик (надуваем и сдуваем), пластилин (разминаем, лепим, разминаем).

Игры на внимание

«Рисуем в воздухе». Пальчиком рисуем в воздухе круг, цветок, солнышко и т.д. Мама рисует, ребенок отгадывает, потом меняемся.

«Найди в темноте». На стол выкладываются три-четыре предмета, например, расческа, книга, ручка, игрушка. Ребенок запоминает их расположение. Затем ему завязываются глаза. Взрослый просит взять тот предмет, который он назовет.

Игра «Зеркало». Взрослый показывает движения, а ребенок «отражает» его как в зеркале.

Игра «Моя минутка». Договариваемся с ребенком, что он в течение минуты будет сидеть за столом. И только по сигналу будильника вставать. Затем меняем условия: ребенок ходит по комнате в течение минуты, по сигналу – должен сесть.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 20 май 2014 16:29 
Не в сети
Истинная Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 508
ЗЖФ-зависима: 16 лет 2 месяца 9 дней
Имя: Света
Семья: крепкая
Детки: сыночек
Медали: 4
Благотворительная ярмарка (4)

Очки репутации: 34
Повысить репутациюПонизить репутацию
Столкнулась с проявлениями гиперактивности у ребенка после полутора лет, до этого возраста была слегка повышенная возбудимость. Сейчас наступил период бесцельной беготни, если есть раздражители (голуби, орущие дети) - бегаем за ними, если нет бегаем просто потому что нужно бегать, т.е. без цели (все это напоминает уже "Форест Гамп"). Пока помогает ограничение на большие скопления детей, людей, голубей ha-ha, ну и постоянно стараюсь переключить, заинтересовать (муравьями, растениями, строениями, в общем что вижу о том и пою)

Вот мнение психолога о гиперактивности:
Цитата:
Во-первых, требуйте от врачей ясности. СДВГ - диагноз поведенческий, т.е. описывает комплекс нарушений "на выходе" - то, что мы можем наблюдать. Западный подход считает это вполне достаточным для назначения медикаментов, наши специалисты ищут материальную причину такого рода нарушений. Это, как правило, комплекс микронарушений в мозге, называемый минимальной мозговой дисфункцией. Поскольку двух одинаковых людей нет, и двух одинаковых мозгов, и абсолютно идентичных нарушений тоже, то вопрос, что именно не так у вашего ребенка, требует отдельного ответа после ряда обследований. На основании этого и назначаются лекарства, цель которых - не изменить поведение немедленно, а постепенно нормализовать работу мозга, сгладить дисфункцию. У мозга огромные компенсаторные возможности, которые позволяют нивелировать даже более грубые очаговые поражения, чего уж о минимальных дисфункциях говорить!
Во-вторых, уже сейчас приготовьтесь к возможному СДВГ, прежде всего психологически. Читайте литературу, заручитесь поддержкой родственников, наберитесь терпения. "Пик" СДВГ - 6-7 лет (не потому, что заболевание прогрессирует, а потому, что именно в этом возрасте ребенку предъявляется максимум требований со стороны общества, и неспособность ребенка справляться с ними становится очевидной к началу школьного обучения), потом симптомы пойдут на спад, да и вы приспособитесь.
В-третьих, находите слабое место и работайте над ним. У малышей это, как правило, слабость тормозных механизмов (разойдутся в момент, успокоиться тяжело). Постарайтесь создать такую обстановку, где количество раздражителей минимально: нет яркого, кричащего, заводящего, надрывно-громкого... Развивающие занятия, если честно - не лучшее решение. Ребенок ничего не поймет, и помнить не будет, но обилие людей, детей, незнакомых предметов действует возбуждающе. Нет ничего такого, что вы сейчас не можете дать ребенку дома, когда и общение со сверстниками еще, в общем-то, не нужно. Его развивает все: разные фактуры поверхности, разные свойства предметов, возможность манипулировать с ними... То, что вода из-под крана льется струей, представляющей собой на вид твердое тело, но которое нельзя схватить рукой, для вас ничего не значащий факт, а для полуторагодовалого ребенка - открытие... Любой предмет сейчас - источник познания для ребенка.

Интересен опыт девочек, которые раньше отписывались в теме, что помогло, изменилось ли поведение ребенка?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 20 май 2014 17:40 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 11024
ЗЖФ-зависима: 14 лет 6 месяцев 8 дней
Медали: 8
Я люблю ЗЖФ (1) Сердце форума (1) Mafia for Ladies (1) Благотворительная ярмарка (3)
К 10-летию форума (1) Учиться никогда не рано (1)

Очки репутации: 686
Повысить репутациюПонизить репутацию
Lana13 писал(а):
"Пик" СДВГ - 6-7 лет (не потому, что заболевание прогрессирует, а потому, что именно в этом возрасте ребенку предъявляется максимум требований со стороны общества, и неспособность ребенка справляться с ними становится очевидной к началу школьного обучения),
наша ситуация, наш возраст. у меня опускаются руки, порой готова прыгать с моста. Нужно иметь безграничное, просто мега огромные выдержку, терпение и железобетонные нервы. а еще время!! которого всегда не хватает. Когда с таким ребенком ты в адекватной, спокойной ситуации, где царит мир, любовь и гармония, справится в разы проще. Но когда, к примеру, как у нас, сестры семья приходит домой в 21,00 и начинается обычный движ, мой 6-летний моторчик подключается к нему, но уже неадекватно (т.к. спать то хочет организм). Бегает, дразнит, цепляет всех, кто под руку. Стоит на голове. Все начинают ругать, останавливать, критиковать, кричать на него, он защищается, ругаясь на всех в ответ ... ну, и результат - битая попа и слёзы.
Помогает один единственный способ - идентичная активность в парке, на улице с 16 до 20... Просто уговорить если, то к 23 угомонится...

Lana13 писал(а):
Интересен опыт девочек, которые раньше отписывались в теме, что помогло, изменилось ли поведение ребенка?

Мы были на днях у психолога... То, что касается этой темы, она объяснила так - появляющиеся ограничения вызывают бурную реакцию. Чем больше ты давишь, требуешь, заставляешь. И тут, очень важно не перегнуть. Т.к. один ре- ломается и сдается, садится тихонечко в уголок (за планшет многие дети - тихо и никому не мешает), а другой, у которого есть стержень, еще больше буйствует...
Нужно учиться и еще раз учиться договариваться, объяснять, внедрять малыша в эти социальные рамки и нормы - показывать ему их и учиться сосуществовать. Иначе ..... любви и терпения мамам ...

_______________________________
Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 20 май 2014 22:03 
Не в сети
Истинная Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 508
ЗЖФ-зависима: 16 лет 2 месяца 9 дней
Имя: Света
Семья: крепкая
Детки: сыночек
Медали: 4
Благотворительная ярмарка (4)

Очки репутации: 34
Повысить репутациюПонизить репутацию
Galyna, Сил вам, и терпения! У нас друзья тоже живут одной большой семьей, их 5 летний сын адекватно ведет себя только со своим дядей (самым строгим,), с бабушкой, дедушкой и родителями неуправляем ehh
На русском форуме пишут, что деткам назначают электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ), которое показывает вспышки гиперактивности головного мозга и т.п., что может быть причиной подобного поведения у детей. Интересно кто-нибудь делал, насколько информативно?
Электроэнцефалография – безопасный и доступный метод регистрации электрической активности, которая генерируется клетками коры головного мозга. Нейроны, которые являются основными элементами центральной нервной системы (соответственно, и мозга), обладают особенностью генерировать и проводить электрические импульсы. Эти импульсы и позволяет регистрировать электроэнцефалограф.
Условно говоря, ЭЭГ – это некая «мозговая кривая», которая имеет различный характер в нормально функционирующем головном мозге и, соответственно, в головном мозге, работа которого нарушилась по тем или иным причинам.
Метод ЭЭГ-диагностики широко применяется в любом возрасте (начиная от периода новорожденности до самой старости). Он абсолютно безвреден и безопасен, не связан с каким-либо воздействием на мозг.


В раннем периоде развития ребенка ЭЭГ позволяет:
1.оценить, соответствует ли уровень зрелости центральной нервной системы (ЦНС) возрасту ребенка и обнаружить задержку в развитии;
2.констатировать повреждение центральной нервной системы (ЦНС);
3.диагностировать тип нарушения;
4.провести дифференциальную диагностику судорожных и несудорожных состояний у новорожденных и детей раннего возраста;
5.прогнозировать течение заболевания и его исход.
Многие специалисты отмечают, что ЭЭГ играет важную роль в прогнозе развития заболевания деток раннего возраста. Этот метод диагностики существенно превосходит как традиционную клиническую оценку, так и более сложные методы исследований, в том числе методы нейровизуализации: компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). При этом следует иметь в виду, что только лишь запись ЭЭГ не позволяет поставить какой-то конкретный диагноз или судить об интеллектуальном развитии и особенностях поведения ребенка.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 20 май 2014 22:15 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 1914
ЗЖФ-зависима: 15 лет 8 месяцев 28 дней
Откуда: Заводский р-н
Имя: Ирина
Семья: замужем
Детки: две доченьки

Очки репутации: 101
Повысить репутациюПонизить репутацию
У моей младшей дочери СДВГ, у мужа по рассказам свекрови было тоже самое в детстве. В общем это с возрастом проходит постепенно, до 8 лет это ужас ужасный, а потом потихоньку гиперактивность начинает снижаться и к 10-12 годам очень многие дети кардинально меняются, наоборот становятся спокойными и малоактивными. поэтому нам мамам гиперов остается только пожелать огромного терпения и сил.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 28 май 2014 16:25 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 1735
ЗЖФ-зависима: 14 лет 7 месяцев 8 дней
Откуда: Набережная-БШ
Имя: Наташа
Детки: дочка и сыночек
Медали: 1
Участник фотоквеста (1)

Очки репутации: 52
Повысить репутациюПонизить репутацию
А к кому нужно обратится к неврологу или психоневрологу чтоб обследовали есть ли у нас гиперактивность.
Мы когда еще в 1.5 годика пошли в центр развития походили 3 занятия и перестали, в группе было 4-5 человек, все делали задания психолога, а моя носилась как угорелая, хватала все игрушки, не могла выполнить ни одно задание и остальных отвлекала, психолог тогда сказала что у нас дочка холерик + гиперактивная, но я вот и не знала,пока здесь не прочитала что это диагноз =-O
Нервной возбудимости в виде спонтанных истерик или нарушения сна у дочки нет, хотя спать днем она перестала еще около 2х лет, истерик не закатывала вечером, вела себя спокойно до самого ночного сна. А вот концентрация внимания у нее растроена что касается занятий, садимся учить буквы она крутится на стуле как юла, постоянно пальцы в рот сует, но это дома, в школе на подготовительных занятиях учительница не жалуется.
Хочу просто узнать у специалиста может она у нас просто очень энергичная, а не гиперактивная :dntknow:

_______________________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 11 июн 2014 19:47 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 26925
ЗЖФ-зависима: 14 лет 7 месяцев 19 дней
Семья: Я и мои Мужчины
Детки: Сыночек + Сыночек
Медали: 7
Я люблю ЗЖФ (1) Сердце форума (1) Благотворительная ярмарка (2) I'm lady (1)
Фитнес-челлендж (1) К 10-летию форума (1)

Очки репутации: 755
Повысить репутациюПонизить репутацию
Только когда моему ребенку исполнилось семь лет , ко мне пришла информаыия почему мой ребенок гиперактивный, частично от нехватки витамин, в часности омега3( рыбий жир). Наш сын фактически не ест мясо и рыбу, очень любит каши и овощи. Вот почему поколение детей которым давали по программе развития детей от государства рыбий жир, и здоровее и эмоционально устойчивее, а Вы посмотрите на нашу "здоровую молодеж". Болезней больше чем у моего 86-летнего дедушки и бабушки. Физ.нагрузаки в школе фактически нет, дети хилые. А это и от того что качество пищи изменилось. Вот от культуры питания и зависит здоровье наше и здоровье наших детей. Хочу успокоить мам у которых особенный активный ребенок, нам сейчас 8 лет, мы стали спокойнее( витамины все равно даю, имунитет подняли сильно) закончили 2-й класс гимназии с одной лишь девяткой , и по поводу усидчивости, если ребенку будет интересно давать учитель информацию, все будет ок. yesss

_______________________________
IHERB БЕЗ % Скидки Акции. Быстрые заказы!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 20 июл 2014 15:48 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 7888
ЗЖФ-зависима: 13 лет 4 месяца 13 дней
Медали: 10
Я люблю ЗЖФ (1) Путешественница (1) Благотворительная ярмарка (5) I'm lady (1)
К 10-летию форума (1) Марафон английского (1)

Очки репутации: 276
Повысить репутациюПонизить репутацию
Очень важно исключить или свести к минимуму использование планшетов,телефонов.В них информация подаётся излишне ярко и фрагментарно,после чего тяжело воспринимать книги,до конца сложить конструктор,рисовать,ведь за результат нужно потрудиться.Также ограничить современные мультики,та же Маша,много действий,направленных на разрушение,много музыки.Больше гладить,делать пальчиковую гимнастику,покупать игры на мелкую моторику,играть с песком,это успокаивает ребёнка.Режим обязательно,и важно сохранить дневной сон как можно дольше,чтобы нервная система отдыхала,часто дети ведут себя возбуждённо от усталости.Роль питания огромная,уже писали об омега 3,учёные доказали,что она необходима в период формирования мозга и его роста,получать можно из любой жирной морской рыбы и орехов,в витаминах.Также нужно убедиться,что нет проблем с нехваткой кальция и витамина д.И постоянно говорить как вы любите ребёнка,чаще бывать на природе,играть с животными,играть в ролевые игры с пупсами,куклами- всё это развивает ребёнка,делает добрее и ответственнее.
С моим ребёнком ещё помогает активная утренняя гимнастика,с потешками,кривляниями перед зеркалом,потом в течении дня ведёт себя спокойнее,но только заниматься каждый день,также помогают ритуалы,вечером попить чай,налить куклам,перед сном почитать книги,и мамины колыбельные,пришлось выучить много,так как действуют отлично,и засыпаем быстро и в такт подпеваем,а нам 1,10 только.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 21 июл 2014 11:12 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 11024
ЗЖФ-зависима: 14 лет 6 месяцев 8 дней
Медали: 8
Я люблю ЗЖФ (1) Сердце форума (1) Mafia for Ladies (1) Благотворительная ярмарка (3)
К 10-летию форума (1) Учиться никогда не рано (1)

Очки репутации: 686
Повысить репутациюПонизить репутацию
NONA, про рыбу, кстати, да. у меня тоже ее не любит, как я не изловчалась ее подать .. а в какой гимназии Ваш ребенок , если не секрет?

_______________________________
Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гиперактивный ребенок.
СообщениеДобавлено: 05 авг 2014 15:49 
Не в сети
Истинная Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 508
ЗЖФ-зависима: 16 лет 2 месяца 9 дней
Имя: Света
Семья: крепкая
Детки: сыночек
Медали: 4
Благотворительная ярмарка (4)

Очки репутации: 34
Повысить репутациюПонизить репутацию
Понравилась статья.
Вопрос был про слишком активного малыша: как его корректировать и работать с ним. То есть сегодня мы поговорим про гиперактивных детей.
Слово это не сходит с уст родителей и воспитателей-учителей. И употребляется оно без разбору ко всем подряд: и тем, кто действительно им является, и просто к активным живчикам.
На мой взгляд, ничего сильно страшного или непоправимого не произойдет, если мама вздохнет по поводу своего активного ребенка: «Ох,уж эти гиперактивные дети!».
А вот противоположная ситуация - уже опасна. Если мама не знает про диагноз или не понимает, что он означает – очень тяжело придется и ребенку, и родителям. Много дров можно наломать.
А вообще гипердинамический синдром – это медицинский диагноз. И установить его сама мама не может… и соседка по лестничной клетке тоже… и психолог не может. Это прерогатива врача – невропатолога, невролога.
Жаль только, что редко какой врач понятно и доступно объясняет родителям, что означает этот диагноз. Нередко, просто оставляет в медицинской карте ребенка свои таинственные зашифрованные письмена и назначает процедуры.
А нам, обязательно надо разобраться в медицинской стороне вопроса. Это здорово поможет и в понимании проблемы ребенка, и в том, чтобы найти способы помочь ему… да и себе облегчить жизнь.
Итак, заглядываем в медицинскую карточку ребенка. Возможно, там вы найдете такие слова:
Энцефалопатия.
Диагноз ставится неврологом. В медицинской карте ребенка может также обозначаться как ПЭП, пренатальная энцефалопатия. Буквально означает – «повреждение мозга». Если ставится ребенку до года, значит, врач полагает, что у ребенка есть нарушения в работе центральной нервной системы. А они, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или уже после рождения. Хотя врачу крайне редко удается с уверенностью сказать, что эта травма была получена тогда-то, там-то и из-за того-то. Чаще всего она остается неустановленной. Тяжесть этого повреждения мозга бывает разной. Максимально тяжелый случай – детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп:
- часть самостоятельно компенсируется (проходит) без какого-либо медицинского вмешательства;
- часть требует медицинского и физиотерапевтического лечения и к концу первого года жизни также компенсируется;
- у части детей легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно к 5-6 годам невролог ставит еще один диагноз:
Минимальная мозговая дисфункция (обычно в медицинской карточке ребенка обозначается как ММД) Невролог поставит этот диагноз, если у ребенка есть проблемы в обучении или поведении, расстройства внимания, но нормальный интеллект. А наиболее часто встречающимся проявлением ММД и является –
Гипердинамический синдром (в медицинской карточке врач может написать гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) Обратите внимание, что диагноз ММД совсем не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром! Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.
Точные причины и происхождение синдрома пока не известны. Одни исследователи говорят, что синдром – последствие родовой травмы. Другие – что к этому еще плюсуется нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе. Еще одни – что причиной является нарушение кровообращения мозга.
Каковы же признаки, симптомы гиперактивности?
Проявляется у детей в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.
Что происходит с ребенком, у которого диагностирован гипердинамический синдром?
1. Мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.
2. Так как все мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – здоровые клетки сразу же берут на себя функции пострадавших. То есть сразу начинается процесс восстановления мозга.
3. И как результат – нервная система малыша работает с двойной нагрузкой: энергия тратится на процесс нормального возрастного развития + энергия на восстановительные процессы.
4. При возникновении стрессовых ситуаций или после болезни может наступать ухудшение неврологического состояния: усиливаются нарушения поведения и проблемы с обучением. Нервная система не справляется с возросшей нагрузкой – ей же нужно выделить дополнительную энергию.
5. В нервной системе существуют два основных процесса – торможения и возбуждения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Вот отсюда и возникают проблемы с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
6. При благополучном развитии событий раньше или позже здоровые клетки «разберут» функции пораженных и все связи восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам и подросток уже ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников.
Как часто встречается гипердинамический синдром?
С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД (а мы помним, что гипердинамический синдром – это одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции). Но не стоит поддаваться паническим высказываниям по поводу того, что неврологическое здоровье детей катастрофически ухудшается. Скорее, больше стали ставить такой диагноз потому, что методы диагностики улучшились. А процент гиперактивных детей остается примерно одним и тем же.
Кроме того школьные, да и детсадовские программы стремительно усложняются. Если в советской школе всех этих отвлекающихся и чересчур активных бы «тянули» до последнего и весь остальной класс бы подстраивался под отстающих и они были бы не так заметны. А к нынешнему стремительному темпу обучения гиперактивный ребенок просто не может приспособиться и его особенности ярко проявляются… и родителям часто предлагают подыскать другое учебное заведение… попроще…
По данным 10-летней давности, каждому 5-6 ребенку ставят этот диагноз. Девочкам гораздо реже: на 5-6 гипердинамических мальчишек всего одна девочка с подобным диагнозом. Наш слабый пол вообще гораздо устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям среды, в том числе к травмам центральной нервной системы;)

Все, пока оставим медицину. Понаблюдаем за поведением. Каковы признаки гипердинамического ребенка?
Младенчество:
Чрезмерная и «бестолковая» подвижность:
- выпутывается из любых пеленок и одежды. Только упаковали, накрыли одеялом, вроде заснул. Через час нашли ребенка голого и довольного ногами на подушке, все «упаковка» – скомкана и валяется в стороне
- нельзя оставить не на минуту без присмотра. Только зазеваешься – ребенок извернулся и с глухим стуком упал с пеленального столика или дивана. Обычно все последствия ограничиваются громким и коротким воплем. …и т.д.и т.п.
Нарушения сна.
Достаточно часто (не всегда) у гиперактивных детей бывают различные нарушения сна. Может прокричать всю ночь без какого-либо видимой причины… или просто не спать ночью и проспать весь день… или спать не больше двух часов подряд, а в коротких промежутках бодрствования изводить родителей бешеной активностью… Часто трудно засыпают: трясет-трясет мама кроватку… только перестала – глаза открылись и все заново.
Интенсивное, но не направленное взаимодействие с игрушками и предметами
Внимание гиперактивного малыша очень легко привлечь, но очень сложно удержать. Обычно ребенок тратит некоторое время на изучение предмета, который оказался у него в руках. Гиперактивный же малыш хватает игрушку и сразу отбрасывает, хватает новую… а то и две… и также через несколько секунд выбрасывает.
Часто моторные навыки развиваются с опережением. Обычно гипердинамически дети раньше начинают держать головку, переворачиваться на животик, ползать, ходить. Именно они просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и блестяще избавляются от одежды, на них надетой. После того, как ребенку открывается пространство пола – он начинает совмещать планомерный погром всего домашнего имущества с попытками нанесения себе телесных повреждений разной степени тяжести.

Ранний возраст и дошкольное детство.
Продолжение разрушительной деятельности
Лет до 2,5-3 гиперактивный ребенок продолжает славное дело, начатое в предыдущий возрастной период: переворачивает на себя кастрюли и тазы с кипятком… роняет елки, телевизоры… отрывает и обрушивает кухонный навесной шкаф, полный посуды… залезает на верхние полки шкафов за спрятанными от него ножами… или в бак с водой, стоящий на зажженной плите… постоянно совершает попытки зажечь газ на кухне, несмотря на строгий запрет это делать и так далее (это «подвиги» моей младшей сестры). Смыслом жизни родителей становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, ну и, по возможности, семейное имущество. Действует, похоже, без перерыва, круглые сутки.
Попытки наказать или вразумить не действуют. Он прекрасно понимает речь. И с памятью все в порядке. Но мы же помним про поражение структур, ответственных за торможение в центральной нервной системе. Просто он не может удержаться, и со словами «Нельзя Ване в шкаф лазить! Нельзя вазочку брать! Разобьется!» лезет в этот самый шкаф за этой самой вазочкой. После свершившейся катастрофы ребенок абсолютно искренне расстроен и не понимает, как это получилось. «Я шел-шел мимо, а оно само упало…» «Даже не знаю, как это случилось…»
Продолжаются проблемы со сном. Опять же, не у всех. Например, вечером процедура укладывания может растянуться на долгие часы: попили, пописали, книжку почитали, погладили по головке –животику,…,…,…. А ребенок все равно не засыпает. И не укладывать тоже не получается. Ребенок будет хотеть спать – но сам не ляжет. Будет бродить, капризничать, маяться, хныкать… Или, бывает – просыпается ребенок посреди ночи – и не спит до утра. Засыпает опять часов в шесть. И так день за днем.
Нарушения развития речи. Довольно часто встречаются и могут быть различными. Кто-то начинает говорить позже. Некоторые вовремя, или даже раньше, но понять их речь просто невозможно. Они не произносят две трети звуков русского языка и запросто «собаку» заменяют на «ва»,а «самолет» на – «силт». Говорят на этом «птичьем» языке активно и много, можно сказать непрерывно. Для формирования нормальной речи требуется помощь логопеда.
Просто ходить не могут, только бегают. Во время разговора или размахивают руками, или переминаются с ноги на ногу, или подпрыгивают на месте.
Не учатся на ошибках.
Не только на чужих, но и на своих. Если вчера он залез на крышу сарая, провалился и намертво застрял между реек…а потом, после благополучного спасения, весь в слезах от пережитого страха, искренне и истово сказал: «Никогда-никогда больше не полезу!!!»… Что сделает он сегодня? Конечно, сразу как вышел на улицу – первым делом полезет на крышу.
Те дети, которые теряются.
В вокзальной толпе, в очереди, в театре или музее, в магазине… Обезумевшие после долгих поисков родители найдут его где-нибудь возле мусорного бачка или другого увлекательного места… он удивленно скажет «Я только отошел. А вы что, меня искали?» И родители могут начать злиться и раздражаться, сомневаться в умственных или эмоциональных возможностях ребенка. А он – как Аленушка из сказки. Только ее грибок за грибок в глубокий лес завели. А в нашем случае в качестве грибов будут выступать разные окружающие интересности, которым нет сил противиться… тянут и тянут за собой.
Не могут остановиться в эмоциональном возбуждении.
Если говорить об эмоциях, то можно сказать, что гиперактивные дети – не злы. Вообще, обычно родители говорят об их доброте и незлопамятности. Гиперактивный ребенок не помнит обид: вчерашний обидчик – сегодня лучший друг. То же самое относится и к ситуации, когда он вчера обидел кого-либо. На следующий день он уже все забыл, и искренне не поймет сохранившейся обиды у приятеля. Не способны вынашивать планов мести, не склонны рассчитывать и планировать агрессию в отношении кого-то. Но в процессе эмоционального возбуждения, драки и без того слабые процессы торможения отказывают совсем. И последствия могут быть очень тяжелыми. Могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Долго могут сносить поддевки или обиды, а потом – взрыв агрессии, в которой они себя совсем не контролируют. Впоследствии искренне раскаиваются и могут не помнить, как все получилось. «Я сам не знаю, как все так получилось, честно»
Чувства поверхностны, лишены глубины и объема.
Он не замечает болезни папы, маминой усталости или расстройства друга и продолжает резвиться, никак не меняя своего поведения. И это вовсе не от того, что он бесчувственный эгоист. Просто оценка чувств и состояния другого человека – это сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на этом самом человеке. А мы то с вами помним, что концентрация внимания – это то, что страдает прежде всего. Поэтому не стоит ждать чудес понимания, а надо просто сказать, что вы (или кто-то другой сейчас испытывает). Наш гиперактивный ребенок примет это сообщение, как факт. И, возможно, постарается каким-либо образом это учесть.


Школьный возраст
Вот когда начинаются настоящие проблемы и у ребенка и у семьи. Или чуть раньше – если есть подготовка к школе. Родителей это может сводить с ума, раздражать, злить и приводить в отчаяние… Они прекрасно знают, что если их ребенок захочет и сосредоточится на школьном задании – он прекрасно справится с любым из них. Умственные способности и сообразительность, обычно, у них, обычно, хорошие. А вот сосредоточится он абсолютно не может. Сели за уроки – через несколько минут он уже витает в облаках, по 10 минут поднимает упавшие ручки, смотрит в окно, просит пить, есть, в туалет, в дороге долго блуждает по квартире… В примерах решает все абсолютно правильно… за исключением одного… там были знаки сложения, а он везде сделал вычитание. Делание уроков может длиться долгими часами…
Да и для учителя наш гиперактивный ребенок – не подарок. Вертится, разговаривает, отвлекается сам и всех вокруг. И одного не посадишь – будет общаться с впереди или сзади сидящими, пускать записочки… ну, или займется какой-нибудь «противоправной» деятельностью в одиночестве. Спросишь его – а он витал в своих мыслях и ответить не может. Или, напротив, он будет прыгать с поднятой к небу рукой, выбегать в проход и кричать «Я! Я! Меня спросите!», или просто кричать ответ с места. А ответ чаще всего – неполный или неточный.
Из проблем с обучением, самое распространенная – проблемы с письмом. Строчки ползут то вверх, то вниз…в словах пропущены буквы, в предложениях – слова… знаки препинания стоят как заблагорассудится автору… ошибок так много и они такие «дичайшие», что слово даже узнать невозможно… В общем, вся та «красота», которая называется красивым словом «дисграфия» – нарушения письма.
Проблемы с чтением более редки и обычно бывают у детей, которым ранее ставили «задержку речевого развития». Могут быть разными: один читает быстро, но изменяет окончания у слов и «проглатывает» слова или целые предложения. Другой – читает правильно, но очень медленно, запинаясь на каждом слове. Третий – читает быстро и правильно все произносит, но абсолютно не понимает прочитанного и не может запомнить и рассказать.
Все остальные проблемы по всем другим предметам связаны прежде всего с тотальной невнимательностью. Его абсолютно не смутят полтора землекопа в ответе… или он решит правильно, но запишет неверный ответ и т.д.
Его тетради грязные, рваные, с ошибками, поправками, исправлениями и дырками на месте неудачных попыток это сделать.
Постоянно все теряет. А его портфель напоминает запасник музея редких и нужных вещей… взрослые называют его часто «помойкой».
На перемене пытается выплеснуть всю энергию и напоминает тайфун. Бестолковая, сумасшедшая беготня заканчивается, как правило, врезанием «под дых» директору или иному не менее ценному члену педагогического коллектива.
Участвует во всех стихийных шалостях и всегда попадается. И потому, что репутация такая… и потому, что хитрить, изворачиваться и предвидеть последствия не умеет.
Это описание – максимально выраженные проявления гиперактивности у ребенка. Все может более сглажено.
Основная опасность в том, что все вокруг уверены, что гиперактивный ребенок может решить все свои проблемы, если «возьмет себя в руки и соберется». А на самом деле получается все наоборот. Наше гиперактивное чадо пытается соответствовать ожиданиям и требованиям. Изо всех сил старается… у него не получается… из-за внешнего давления и переживания неудач усиливается нагрузка на нервную систему… под влиянием стресса неврологическое состояние ухудшается… поведение становится еще хуже…
Уфффф… Если вы еще со мной – значит эта тема вам действительна интересна. И тогда нам надо еще набраться сил и опять вернуться к медицинской стороне вопроса. Потому как, кроме проблем поведения, у наших гиперактивных детей обязательно «всплывают» 2-3 различных клинических симптома. Наиболее частые:
- заикание
-тики
-задержка развития речи
-нарушения сна
-головные боли
-аллергодерматоз (без связи с аллергеном)
-различные гиперкинезы (навязчивые движения, моторные стереотипы)
-энурез
-астматический бронхит
-различные нарушения осанки
- вегетативно-сосудистая дистония
И для того, чтобы подвести итоги и обобщить такую длинную статью - своего рода тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка. Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:
1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).
2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.
3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят
3. Есть стойкие нарушения сна.
4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)
5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.
6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.
7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).
8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.
9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (упорно до «мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д.)
10. Ночной или дневной энурез.
11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.
12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)
13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.
14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.
15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв
Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется.

Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов?
Единого мнения по поводу лечения гипердинамического синдрома нет.
Какие же подходы к лечению существуют?

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ.
Используются препараты, которые способствуют улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускоряют созревание его высших функций (мышление логическое и абстрактное, произвольное внимание и т.д.).
За рубежом в основном применяют препараты из группы амфетаминов. Наши невропатологи – ноотропил, пантогам, феназепам, и деазепам.
Также используются успокаивающие средства, такие как настойки пустырника, валерианы, корня пиона и различные бромиды.
При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид.
Уточню, что все эти данные – 10-летней давности. Возможно, сейчас появилось что-то новенькое.
Эффективность: удовлетворительно компенсируются проявления синдрома в 50-60% случаев
Недостатки:
-лекарства эффективны лишь в чуть более половины случаев
- действуют только во время приема. Перестали пить – все проявления синдрома сразу вернулись.
- существуют побочные эффекты. Слишком долгий срок приема лекарств небезопасен для метаболических процессов, даже если побочные действия сведены к минимуму. Например, если диагноз установили в 5 лет, а компенсация произойдет в 15 – ребенок должен принимать лекарства в течение 10 лет!

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
Должна быть разработанной для конкретного ребенка, комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Мануальный терапевт нужен для того, чтобы поставить на место сместившийся и пережимающий что-нибудь позвонок, который является причиной нарушения мозгового кровообращения. А многие проявления синдрома связаны с этим нарушением кровообращения.
Эффективность: точной статистики нет. Приблизительно у половины пациентов можно ожидать улучшения.
Недостатки:
- требует тонкого индивидуального подхода (абсолютно невозможного в условиях поликлиники)
- огромных финансовых затрат. Сколько стоят услуги массажиста и мануального терапевта? А хорошего массажиста и мануального терапевта?
- требуется постоянная коррекция лечения.
- и где найти этих грамотных специалистов? А если маленький пациент живет не в большом городе (где возможностей побольше)?
- ограниченная эффективность. Даже вмешательство отличных вышеозначенных специалистов, естественно, не гарантирует улучшение состояния. Проблема все же может быть и не в сместившемся позвонке.

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ («нейрофидбека»)
Фидбек – на английском значит «обратная связь», то есть в скобках – английский вариант названия этого метода.
Метод очень современный. Эксперименты показали, что если ребенку или подростку с помощью специальной аппаратуры дать возможность следить на экране за показаниями своей электроэнцефалограммы, то он может ее каким-то образом изменять. А изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет и электрическую активность своего мозга. Сторонники метода утверждают, что таким образом можно достичь стойкого улучшения или полного исправления нейрофизиологического дефекта. И это при полном отсутствии какого-либо вмешательства извне. Ребенок сам себе помогает и сам же оценивает и контролирует полученный результат.
Эффективность: около 60% маленьких пациентов таким образом улучшают способности планировать, организовывать свою деятельность, понимать последствия неприемлемого поведения.
Недостатки:
- что вы слышали об этом методе лечения гиперактивного ребенка? Скорее всего, даже если вы знали о нем раньше – это только то, что такой метод существует. В основном применяется на Западе. У нас в Питере работают группы врачей-исследователей, занимающиеся этой методикой. К сожалению, пока это недоступно для подавляющего большинства.
- ну и, конечно, если позвонки все же смещены – метод биологической обратной связи не поможет в решении проблемы.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.
Бихевиор – на английском значит «поведение». Бихевиоральные терапевты сильно отличаются от всех своих коллег-психотерапевтов (психоаналитиков, гештальт-терапевтов и т.д.). Если последние так или иначе «лезут внутрь» проблемы, ищут ее корни и истоки, то бихевиористы не пытаются разобраться в причинах явления или прогнозировать его следствия.
Они работают напрямую с поведением. Поведение ребенка неприемлемо? Значит, ребенка будут учить вести себя правильно простым методом: положительно подкреплять правильное поведение. И вводить отрицательное подкрепление в случае поведения неправильного. То есть формировать рефлекс… да-да, можно сравнить с собакой Павлова. Принцип абсолютно тот же.
Хотела вам для иллюстрации этого метода привести в пример достаточно уже старый известный американский комедийный фильм. Мучилась несколько дней, пытаясь вспомнить название… или хотя бы про что он. До сих пор мучаюсь… Помню только момент, ярко иллюстрирующий прием бихевиоральной терапии. В нем один из главных героев испытывал какие-то психологические проблемы. И поэтому специально на руке как браслет носил резинку, заботливо предоставленную ему его лечащим бихевиоральным терапевтом. В случае, когда он терял контроль над своим эмоциональным состоянием – он должен быть оттянуть резинку и щелкнуть себя по руке. И предварительно выработанный с помощью терапевта рефлекс возвращал его в нормальное состояние. В конце фильма он надевает эту резинку на руку пойманному и разоблаченному главному злодею и говорит что-то вроде: «Захочешь сделать плохое дело – щелкай!». (Пишу все это в надежде, что кто-нибудь из читателей знает этот фильм, напишет его в комментариях и избавит меня от мучительных попыток вспомнить)
Бихевиористы активно критиковались во все времена своими коллегами по психотерапевтическому цеху… несомненно, эта терапия имеет ряд существенных ограничений… но все же в решении определенных проблем они добивались очень неплохих результатов. Так, в лечении гипердинамического синдрома:
Эффективность: улучшение наступает в 40-60% случаев в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний.
Недостатки:
- те же, что и у предыдущего метода. Распространен на Западе, у нас толком и не применялся.
Вот и получается, что выбора-то особого в лечении гиперактивного ребенка у родителей и нет. И процентов 90 маленьких пациентов у нас остаются без какого-либо лечения.

Есть ли какой-либо другой способ помочь гиперактивному ребенку?
Есть.
Ну что же, давайте начнем разбираться с тем, что важно делать родителям гиперактивного ребенка в зависимости от решаемой проблемы.
Вообще, основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего чада. С ней ребенок справится с трудностями и станет практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации весьма невелики.
Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.
Мы то с вами помним, что нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом.
И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.
Что делать родителям:
1. Организовать жесткий режим дня.
Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.
Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печенькой на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок.
Тогда мозг вырабатывается своего рода условный рефлекс, как у той самой собаки Павлова. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие – и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.
2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.
Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на «ломку» его маленького мира: изменения – это опасность.
Если же «все как всегда» – тогда ребенок спокоен у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.
А для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) – бестолковая суета: он бегает, кричит, стучит ногами…
Это поведение – аналог «двигательной бури» в животном мире – когда напуганный зверь начинает бешено и нецеленаправленно метаться из стороны в сторону. И иногда таким образом ему удается напугать противника или найти выход из западни.
Возможно, вы видели подобное поведение у напуганных или возмущенных младенцев: он вопит, извивается, машет ручками и ножками, таращит глаза. С взрослением эта реакция уходит и заменяется другими, более зрелыми. А вот у гиперактивного ребенка из-за слабости тормозных механизмов она может проявляться и в значительно более позднем возрасте.
Поэтому постоянная беготня для гиперактивного ребенка – это именно такая разрядка, способ справиться со страхом, обидой, волнением… Но в этом случае энергии, сил и возможностей на адекватное его возрасту познание окружающего мира у него не остается.
Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка – создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира для любимого чада.
3. Создать ритуалы.
Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка. Я знаю, что многие мамы (с подсказкой или интуитивно) организуют эти ритуальные действия для своего гиперактивного чада. Буду очень рада, если вы поделитесь примерами – это здорово может помочь другим родителям!
Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.
Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться…А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой. Есть даже способ повышенную травматичность снизить, но об этом попозже…
С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в садике, конечно. Давайте, с садика и начнем.
—Если ребенок отказывается участвовать в занятиях.
На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.
Например, отказывается от музыкальных занятий… хотя дома может с удовольствием танцевать под музыку. И объяснение этого феномена очень простое – дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога… Слишком много всего…
Что делать родителям гиперактивного ребенка.
Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что в к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.
Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия, у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости» (читай – унифицированности и деланию «как все»). Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»
—Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:
бегает, крутится, отвлекает других детей.
В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле – или просто погулять или поиграть в уголке. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Все-таки эта ситуация из серии «и волки сыты, и овцы целы». Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант
Все осложняется в ситуации платных развивалок-обучалок.
Родители гиперактивного ребенка платят деньги, и ожидают занятий с ребенком, а не игр в уголке.
Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.
А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!!!».
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.
2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.
3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит. Или он пока просто мал и вы пойдете на следующий год.
4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!
—Если вы решили проводить занятия с гиперактивным ребенком:
И пазлы и мозаику он скорее разбросает, чем будет складывать. Да и скорее всего в трехлетнем возрасте он откажется учить буквы, например. Его нервная система и без букв «кряхтит» от нагрузки… поэтому организм заботливо отвергает еще одну, совершенно бесполезную, на его взгляд.
Ну, или он их все же выучит, эти буквы, за три дня, а на четвертый – забудет все абсолютно. Как будто и не было этого знания.
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не пытаемся усадить. В этом случае он будет всю свои силы тратить на то, чтобы усидеть и энергии на само занятие уже не останется. Пускай ползает, ходит или даже бегает во время занятий.
2. Занятия должны быть очень короткими. Может удержать внимание только две минуты? Отлично! Просто эти две минуты могут повторяться каждый час. Потом будет три, четыре… но все же не больше десяти, пожалуй. Потому как гиперактивный младший дошкольник после десяти минут занятий будет думать только о том, как бы удрать.
3. Тщательно готовимся к занятию – оно должно проходить на одном дыхании. Все материалы должны быть заранее подготовлены. Если только вы отвлечетесь на поиск необходимого или обдумывание следующего шага – внимание ребенка вы потеряли.
4. Приучайте к регулярности занятий – тогда ребенок будет заранее на них настраиваться. Старайтесь их не пропускать. Лучше если занятия будут совсем короткими (5 минут), но зато каждый день по три раза. Старайтесь делать их в одно и тоже время.
5. Возможно, новомодные развивающие методики – не совсем то, что нужно вашему гиперактивному ребенку. Доман, Зайцев, Никитины… не самое лучшее решение…
6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз».
И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать? Наблюдайте за ребенком – эти знания еще очень пригодятся вам после его поступления в школу.
Проблема №3. Гиперподвижность
Дети дошкольного возраста вообще много движутся. А уж гиперактивному ребенку движение нужно как воздух. Но как бы привести эту энергию в более мирное русло;)
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол
2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.
3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).
Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия - ему должен нравится педагог.
Очень хороший вариант – занятия верховой ездой, например. И необходимая нагрузка, и терапевтичное общение с лошадьми «в одном флаконе».
Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.
Внимание! Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны!
Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)
4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну или катание с ледяных горок до полного изнеможения.

А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:
1. Закаливать ребенка.
Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?
Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае – в нервной системе.
Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка – при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит – они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы (а нам особенно важно – мозг!!!) кровью.
Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.
2. Не держать дома.
Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.
Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу - школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям, да и просто подготавливал иммунную систему к всестороннему обкашливанию и обчихиванию…
Также гиперактивного ребенка нужно особо подготавливать к школе. Это - особая и очень большая тема, на которой сейчас не буду останавливаться. Также как и на том, что важно делать родителям после поступления их гиперактивного чада в школу.
3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.
Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…
А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние». И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».
4. Учить ребенка расслабляться.
Это можно делать в форме веселой игры. Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.
Какие именно игры с песком обладают целительным расслабляющим действием – думаю, напишу отдельно. Очень уж хочется особо посмаковать эту тему, расписать в деталях:) Не пропустите;)
А пока хочу заметить, что для того, чтобы использовать целительные свойства воды и песка, совсем не обязательно ехать на море или речку.
Тридцати-сорока минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»… Закончить можно холодным обливанием, про которое я уже писала выше.
Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Если таз накрыть тряпкой – глина может легко хранится в течение всей зимы где-нибудь под ванной или другом месте. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.

Игра, которая научит ребенка расслабляться:
Цитата:
этот принцип входит в обучение летчиков-испытателей… И в стрессовой ситуации… например, когда самолет теряет управление и падает вниз… они максимально сильно на несколько секунд напрягают мышцы ног и рук… возвращают себе способность здравого размышления и быстрых и осмысленных реакций.
Так что и нам можно воспользоваться… остановить руку, занесенную для шлепка… или готовый сорваться окрик… напряглись-расслабились… а может, все не так уж и страшно? Вазу можно новую купить… да и фиолетовые каракули отлично смотрятся на стене спальни…:)

Что объединяет детей гиперактивных, агрессивных или с большим количеством страхов?
Все они испытывают высокое психологическое напряжение.
Научить таких детей расслабляться критически важно. Только это одно умение способно очень снизить выраженность проблемы.
А всех остальных малышей научить расслабляться просто важно… очень важно.
Это поможет снять перевозбуждение или усталость, снизит желание подраться или поможет уснуть… да сколько в течение дня у ребенка может быть ситуаций, когда нужно снять психологическое напряжение.
А если это умение сформировать в совсем юном возрасте – наш ребенок сможет легко, осознанно и привычно для себя использовать его в дальнейшем в нужных для себя ситуациях: во время споров, ссор и других конфликтов, большом умственном или психологическом напряжении, моменты сильной усталости или сильного возбуждения, когда его оценивают на конкурсе или экзаменуют в школе…
Да, кстати… А вы умеете расслабляться во всех вышеописанных моментах? Или в других… не менее драматических?
Сейчас, когда вы читаете этот текст, вы больше напряжены или расслаблены? Послушайте ваше тело – как ему? Комфортно? Можете ли вы сейчас полностью расслабить все мышцы тела… лица?
Зачем я все это спрашиваю?
Все очень просто. Расслабление мышц тела приводит и к психологическому расслаблению. Сможете полностью расслабиться телом – расслабленно отдохнете психологически.
И этот закон действует как для больших,так и для маленьких.
То есть, снизить возбуждение или напряжение нашего ребенка можно в том случае, если помочь ему расслабиться телесно.
Как это сделать?
Поможет очень простой секрет.
Так устроена наша физиология, что расслабление мышцы автоматически наступает после ее напряжения. И чем сильнее и длительнее вы напряжете мышцу, тем больше после этого она расслабится.
Но мы же не будем это объяснять этот механизм нашему непоседе.
Мы будем играть!

Назовем игру, например, «Черепашки»
Я не знаю, как вы заинтересуете вашего ребенка личностью черепашки для игры в первый раз. Будете рассматривать картинки с черепашками… смотреть мультик про лежащих на солнышке льва и б-о-о-о-о-о-льшую черепаху… Но нужно, чтобы наш малыш захотел в нее…превратиться.
Предложите ему сесть и представить, что он теперь – черепашка. Ему надо сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь. И начните проверять… Дотронетесь до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д.
» Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты – настоящая черепашка с твердым панцирем!»
Подержите ребенка в напряжении секунд 10… постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривая и побуждая его.
А теперь – солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.
И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.
Обратите внимание на мышцы шеи и лица!!! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.
Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.
«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже сделать!»
У группы трех- и четырехлетних детей, с которыми я проводила психологические занятия, эта игра была самой любимой. И у меня, честно говоря, тоже:) Она очень веселая и результаты сразу заметны. Хотя вариаций на эту тему много. Главное, чтобы соблюдался принцип «напряглись – расслабились».
И теперь в тех ситуациях, когда малыш на «взводе» – предложите сыграть в эту игру. Обратите его внимание, как изменилось его состояние после игры… как приятно расслабление. Постепенно помогайте сформировать эту привычку – играть и расслабляться в подобных ситуациях. А попозже вы сможете и механизм действия объяснить…
Что касается взрослых… обязательно играйте вместе с малышом.
А вообще этот принцип входит в обучение летчиков-испытателей… И в стрессовой ситуации… например, когда самолет теряет управление и падает вниз… они максимально сильно на несколько секунд напрягают мышцы ног и рук… возвращают себе способность здравого размышления и быстрых и осмысленных реакций.
Так что и нам можно воспользоваться… остановить руку, занесенную для шлепка… или готовый сорваться окрик… напряглись-расслабились… а может, все не так уж и страшно? Вазу можно новую купить… да и фиолетовые каракули отлично смотрятся на стене спальни…:)
Ой, а про лицо-то я чуть не забыла! У нас взрослых, лицо от постоянного контроля превращается в маску. Мышцы закостеневают и цементируются. Расслабить лицо очень сложно. Поэтому в момент одиночества очень неплохо все эту неподвижную монументальность разбить. Собрать лицо в кучку, напрячь сильно-сильно. И ра-а-а-аслабить… Эх, хорошо.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 88 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

 
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1



-
Администрация форума не несет ответственности за содержание сообщений пользователей. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. При использовании любых материалов активная ссылка на ladies.zp.ua обязательна.
ЗЖФ в социальных сетях: