Кактуся, вот у меня как у Манюши Помнишь на семинаре о капризах нам рассказывали о цветовых зонах? Зеленая - можно, желтая - можно, но в присутствии взрослого; оранжевая - можно, но не нужно (или не нужно, но и не опасно), красная - нельзя (опасно для жизни)
-- Пользователь добавил некоторое время спустя --
Kulishi4ek, да, До годика манюнь не понимает, что есть доброжелательная интонация, а что - негативная
Манюша,Lora, возможно...но слово НЕЛЬЗЯ он понимает как начало веселья, значит понимает все-таки что-то
Lora писал(а):
Помнишь на семинаре о капризах нам рассказывали о цветовых зонах? Зеленая - можно, желтая - можно, но в присутствии взрослого; оранжевая - можно, но не нужно (или не нужно, но и не опасно), красная - нельзя (опасно для жизни)
А вот это очень интересно, нужно будет себе взять на заметку...Мы пока никуда не ходим, но развивалки в планах
Lora, Жень, ну если например мобильный телефон (я им развлекала ребенка во время массажа - в такие моменты все средства хороши), то есть оранжевая зона - можно, но только при определенных обстоятельствах, в данном случае массаж, то во все остальное время, когда он пытается утянуть мою мобилку, спокойно забираю и говорю, что телефоном мы играемся только во время массажа, во все остальное время телефон брать не нужно, это не игрушка. в случае например с журналом тем же - проще сказать, что мама этот журнал еще будет читать, поэтому не стоит его рвать, и выдать другой, который можно. ну и так далее. в случае с ботинками рассказываю, что вот смотри, тут стоят мамины ботинки, и папины, для твоих тоже место рядышком - ставь вот сюда. моему нравится, когда ему доверяют что-то сделать самостоятельно и поэтому он послушно тащит, куда показала я. а если его хорошо похвалить да похлопать в ладоши, он их всегда будет ставить туда, куда нужно необязательно использовать именно слово нельзя, причем категоричное. лучше объяснять ребенку, почему вы не хотите, чтобы он делал то то и то то, и предлагать ему взамен варианты, которые можно. у нас практически всегда это работает, хотя конечно случается как у всех всякое
Кактуся, т.е. у тебя нет слова "не нужно"? ты его заменяешь на объяснение или увлечение общим делом, правильно я поняла? Я просто стараюсь привить ему вместо понятия "нельзя" более мягкое, как мне кажется, "не нужно". Я конечно же сопровождаю объяснениями, но мне важна реакция на слово. А "нельзя" уже применяю там, где действительно нельзя. Хотя у меня появилась и 5 -я зона с недавних пор. На "нельзя" не реагирует (а реально топчется по настилу, который может провалиться. Причём не просто стоит на нем, а именно топает. ), пришлось очччень страшным голосом сказать "мама запрещаееееет!!!" Но и тут не срабатывает, манюнь хитрющий, смотрит и делает своё. Пришлось взять под мышки и унести в дом.
Lenochka_2303, Лен, хз, тоже часто так бывает. Я отвлекаю. не важно чем, что под рукой лежит и начинаю или с этим предметом разговаривать или рассказываю про него.
Манюша,Lora, возможно...но слово НЕЛЬЗЯ он понимает как начало веселья, значит понимает все-таки что-то
обычно нельзя говорят громким голосом, а я читала, что детки крик воспринимают как какую то очередную игру, поэтому и смеются Lenochka_2303, я в таких случаях, беру за руку и увожу куда подальше от этого места.а вообще долго и нудно, изо дня в день твержу, что нельзя, в конце концов что-то запоминает. Кактуся, по сути ты говоришь то же слово "не нужно", только по другому, например "не стоит" ну понятно, что никто не говорит просто "не нужно" или "нельзя", все это сопровождается объяснениями
Lenochka_2303, я в таких случаях, беру за руку и увожу куда подальше от этого места.а вообще долго и нудно, изо дня в день твержу, что нельзя, в конце концов что-то запоминае
Lora, как отдельного понятия слова "не нужно" у нас нет вообще да, ты правильно уловила, я стараюсь больше объяснять, увлекать, направлять ребенка. вообще меня проперло где-то в год и месяц - ааааа!!! он меня понимает!!! и я могу с ним поговорить!!! до сих пор в неописуемом восторге, что наступил наконец момент, когда он дорос до ОБЩЕНИЯ и я им пользуюсь на всю катушку. хотя за день бывает наговорюсь и мечтаю об одном - помолчать. вот тут наверное короткое слово "не нужно" мне бы пригодилось конечно вообще у нас очень долго был период, когда ребенок был практически идеальным - в любой ситуации мы могли договориться. сейчас конечно бывают демонстративные акты непослушания, но стараемся бороться - устанавливать границы допустимого поведения, ведь потом уже будет поздно
Kulishi4ek, Марин, возможно чувствует в твоем голосе какую-то внутреннюю неуверенность (возможно ты ее даже сама не осознаешь). у нас так было примерно в вашем возрасте с нашим папой. со мной нормально, послушный ребенок, а с нашим папой лезет в розетки и хохочет на слово нельзя. но после того, как я с ним поговорила и он сменил тон на очень спокойный и уверенный, все быстренько прошло
Кактуся, Оль, пока у нас нельзя больше к шалостям относится, вроде выплевывать кашу или размазывать её по стулу, и возможно он это делает так мило и ехидно, что в моем тоне чувствует не запрет, а смешливые нотки и хочет порадовать маму еще больше, а строгий тон я еще не выработала Пытаюсь, а получается самой смешно, и папа такой же, а бабушка начинает повышать тон, но тоже как-то несерьезно, вот малыш и думает, что все играются с ним. Но когда дело дойдет до розеток, штор и прочего - тут в моем голосе будут уже другие интонации...короче надо тренировать в себе авторитетную мамашу
Kulishi4ek, во-во-во! вот об этом я и говорила мне кстати тоже пришлось тренировать, до меня быстро дошло, что иначе мною быстро научатся манипулировать. и, как оказалось, это работает! так что желаю вам всех успехов в этом нужном и важном деле
Вот присоединяюсь к мнению, что условно "нельзя" или другое слово, или вообще само объяснение запрета должно делаться рчень спокойно и уверенно. Простите за сравнение, но это как собачке команды подавать Т.е. она должна по интонации чувствовать что ты главный. Так и с ребенком, не диктаторским тоном, но уверенным, "если сделаешь то, что не нужно делать, будут последствия". Проверенно не один раз, дети очень чутко на интонаяцию реагируют, малость дашь слабинку и все
Скрытый текст. Нужно быть зарегистрированным и иметь 1 сообщений(я)(е).
Вообще, это всё очень индивидуально. Дети уже рождаются разными. И часто бывает так, что двух воспитывали в одной и той же семье совершенно одинаково, при этом один вырос образцово-показательным "умничкой", а другой - безответственным шалопаем. Если удастся понять причины определённого поведения ребёнка, то будет намного легче подобрать подходящий именно для него способ коррекции.
_______________________________ Руками никогда нигде Не трогай ничего. Не впутывайся ни во что И никуда не лезь. В сторонку молча отойди, Стань скромно в уголке И тихо стой, не шевелясь, До старости своей.)))
Последний раз редактировалось Lilla 05 июн 2011 21:49, всего редактировалось 1 раз.
2. Нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.
3. Нельзя пачкать и пачкаться.
4. Нельзя жадничать.
5. Нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле», мешать заниматься своими делами, отвлекать от дел.
6. Нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
7. Нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
8. Нельзя бегать, прыгать, падать.
9. Нельзя обманывать.
10. Нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими и прочими опасными предметами.
продолжение
Всмотритесь внимательно в эти «нельзя» - среди них нет ни одного «настоящего». Все эти многочисленные «нельзя» направлены на то, чтобы сделать ребёнка послушным, удобным для родителей и социального окружения. Такие запреты, мотивированные страхом и стремлением избежать неудобств, нарушают нормальный ход развития личности ребёнка, снижают его жизнеспособность, «жизнеустойчивость». Посмотрим, что представляют собой эти «нельзя» и к каким последствиям приводят во взрослой жизни.
Цитата:
Многочисленные и бездумные родительские «нельзя» - как чиканье острых ножниц.
1. Нельзя плакать, кричать, орать, шуметь.
Крик - самая первая возможность самовыражения. В период раннего младенчества - единственный способ самореализации. Эта возможность закреплена за каждым человеком как «право на голос». Для полноценного развития и личностного становления малыш имеет право знать, что он может пользоваться голосом по своему усмотрению - петь, орать, шептать, свистеть, гудеть, кричать, лепетать, бормотать. А в период социализации подходит объяснение, как, в какой ситуации, почему, зачем. В психологии хорошо известны проблемы, возникающие вследствие ранних запретов на крик, когда при опасности взрослый человек не может крикнуть, позвать на помощь. А в повседневной жизни часто можно наблюдать, как люди отказываются от собственного голоса или не умеют им пользоваться: молчат там, где нужно «подать голос», голосуют как большинство, не могут начать разговор или - напротив - начав, не могут остановиться.
2. Нельзя драться, толкаться, плеваться, кусаться.
Все эти действия естественны при становлении и развитии любого ребёнка, с их помощью формируются навыки правильного выхода для агрессивных импульсов, не говоря уже о том, что реальность может потребовать от взрослого человека и умения драться, «показать зубы». Помните, как об этом пела мудрая черепаха Тортилла: «драться надо - так дерись!»
3. Нельзя пачкаться и пачкать.
В основе детского желания пачкаться и пачкать - лежит архетип «оставить след». Производные этого мощного стремления - все направления искусства: от живописи и скульптуры до литературы. Первый «материал» для пачкания, который попадает малышу в руки, - это его собственный «продукт жизнедеятельности», который ребёнок с благоговением, упоением и нескрываемым удовольствием размазывает по стенам, по лицу. Не стоит прерывать это по-настоящему творческий процесс криком отвращения. Следующий период - просыпанной муки и размазанной каши - краткий и уморительный. Получите удовольствие вместе с маленьким творцом, не смотря на выпачканные полы, одежду и мордашку. Режиссёр самого кассового блокбастера «Властелин колец» в раннем детстве целыми днями размазывал кетчуп по стенам. А его мать - простая деревенская женщина - с кротостью и терпением покупала каждый день в лавке очередную порцию «материала для творчества». Её любовь и усердие были возмещены сполна.
Если родительские запреты пачкаться чрезмерны, это приводит к формированию невротических защит, известных в психологии как «формирование реакции», или даже неврозам, которые могут проявляться как чрезмерное стремление к чистоте или как страх испачкаться. В этом случае уже может понадобиться обращение к психотерапевту, где людей с помощью терапевтических техники «шоколадного пудинга» заново учат пачкаться.
4. Нельзя жадничать.
Сначала надо признать безусловное право малыша на свою собственность и на возможность распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Иными словами, из опасения, что окружающие оценят вас как родителей, которые недостаточно хорошо воспитали своего ребёнка, не заставляйте его против воли делиться любимыми машинками или сладостями с другими детьми. Расскажите, что он имеет право делиться и имеет такое же полное право не делиться, когда ему этого не хочется. Немного терпения - и наступит прекрасный момент, когда ваш малыш захочет поделиться сам. Собственная щедрость начинает формироваться с развитием социальных мотиваций после трёх лет, не раньше. Погоня за ранними социальными проявлениями хороших манер и воспитанности приведёт к тому, что ребёнок, у которого не признали право на собственность, не будет признавать и уважать право на собственность другого человека. Ситуации, когда подростки садятся на скамью подсудимых за то, что «просто взяли покататься», растут из ранних родительских «нельзя жадничать, дай мальчику свою машинку, он же меньше тебя, только покатается и отдаст».
5. Нельзя вредничать, спорить со старшими, идти «наперекор», поступать «вопреки родительской воле».
Запреты такого рода наилучшим образом сформируют у вашего ребёнка умение подчиняться, быть послушным, удобным. Сначала - удобным для родителей, а потом для кого?
6. Нельзя подбирать и тащить в рот, в дом всякий мусор и хлам.
В основе желания собирать, подбирать, тащить лежат познавательный интерес, любопытство и оральная стадия развития, которая характеризуется тем, что малыш познаёт мир преимущественно через рот. Вспомним из истории, что собирательство - самый древний вид деятельности человека. Задача родителей не запрещать, а создать условия для безопасной познавательной деятельности ребёнка в этот период.
7. Нельзя ломать, рассыпать, разрывать, разбивать, разливать, разбрасывать и сорить.
Все эти виды деятельности малыша характеризуют нормальный ход развития. Так дети научаются управлять своей агрессией наряду с овладением базисной конструктивной энергией. Малыши с удовольствием строят из кубиков или песка башни и домики, а потом с не меньшим удовольствием их ломают. С точки зрения познавательной активности у каждой вещи\игрушки, попавшей в руки малышу, есть две основных функции: вещь\игрушка должна быть отыграна и сломана (разобрана). Только тогда можно будет сказать, что предмет внёс в развитие малыша свой полноценный вклад. А пресловутые рассыпанные пакеты с рисом и гречкой не только удовлетворят познавательный интерес маленького исследователя, но и «поучаствуют» в формировании мелкой моторики.
8. Нельзя бегать, прыгать, падать.
Бегать, прыгать и падать - самые значимые виды деятельности ребёнка, влияние которых на формирование всех личностных характеристик малыша трудно переоценить. Сама природа позаботилась о безопасности ребенка, максимально приспособив его тело к многочисленным падениям. Каждое падение - это ошибка, а ошибка - это бесценный опыт развития. С этой точки зрения, запрет падать - самый вредный запрет. Человеку потом не хватит всей жизни, чтобы справиться со страхом падения - частным проявлением страха перед жизнью. «Не бегай - попадёшь под лошадь. Не бегай - вспотеешь. Не бегай - забрызгаешься. Не бегай - у меня голова болит».
Цитата:
«А ведь в принципе мы даём детям бегать: единственное, чем даём им жить»
(Я. Корчак).
9. Нельзя обманывать.
Это - самый нелепый из всех запретов, ведь более 70% всех слов, которые произносит человек за день, - это ложь, неправда, полуправда, фантазии, враки, враньё, обман, хитрость. За этим многообразием проявлений того, как человек может исказить реальность, стоит многообразие мотиваций. А ведь есть великое множество ситуаций, в которых человеческая способность обманывать также важна и необходима, как и способность выдавать точные правдивые формулировки. Помните сказки про Ходжу Насреддина? Его уникальная способность обманывать и хитрить делает Ходжу непобедимым в борьбе со злом, жадностью и страхом. В основе же разрушающей лжи всегда лежит деструктивный страх.
10. Нельзя играть спичками, электрическим оборудованием, острыми, колющими, режущими предметами.
Если вы действительно хотите оградить своего ребёнка от всех этих ужасных вещей, то .... дайте ему поиграть с ними. Играя, ребёнок овладевает и научается. Для этого не нужно ждать «подходящего» возраста. Подходящим является тот возраст, в котором ребёнок начал проявлять интерес к этим предметам. К слову сказать, в основе тяги к спичкам лежит базисное стремление «овладения огнём». Чаще всего оно начинает проявляться в возрасте 2-х лет. Водой ребёнок овладевает раньше, когда начинаются игры с переливанием, поливанием и т.д. Под вашим руководством двухлетнему малышу по силам зажигать и тушить свечку (подойдёт толстая, короткая: чтобы не опрокинулась, ее можно разместить на металлическом противне из духовки). На улице, за городом, в лесу можно дать малышу возможность разжечь костёр, подержать горящую палочку. Что касается электрических розеток, то они должны быть снабжены заглушками, а малыш с удовольствием будет втыкать вилку от старого магнитофона и в розетку от удлинителя.
Сейчас для детей продаются неострые ножницы с закруглёнными концами, а пластиковый одноразовый ножик вполне справится с варёным картофелем. Может быть, проявить фантазию сложней, чем отмахнуться от вездесущего ребёнка с помощью слова «нельзя», но зато намного интереснее и эффективнее.
Слово «нельзя» обладает мощной силой, способностью прерывать, прекращать, останавливать, ограничивать, проводить грань. Это «слово-ножницы», «слово-бритва», «слово-нож», «слово-гильотина». Важный и одновременно опасный инструмент, если пользоваться им как попало, где попало и когда попало.
Когда, как и зачем пользоваться словом «нельзя»
Необходимо разделять повседневные запреты, правила и ограничения, регулирующие обычную жизненную ситуацию, и ситуацию смертельной опасности. В первом случае можно обойтись без употребления слова «нельзя».
Многочисленные и бездумные родительские «нельзя» - как чиканье острых ножниц. «Чик-чик» - и перерезана невидимая ниточка-интенция развития. «Чик-чик» - и ещё одна. Их, этих ниточек-лучиков-талантов-стремлений-возможностей - бесчисленное множество. Бесчисленное, но не бесконечное. Стригущая рука работает без устали - контролирует, регулирует, воспитывает.
Цитата:
«Стало быть, всё позволять? Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана»
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0