если когда говоришь НЕЛЬЗЯ, в ответ истерика и крики, и тебя уже никто не слышит!
ну и пусть не слышит...это только видимость. Все они слышать. Немного слез никому не мешало, меньше будут писять)) Я просто где-то читала, что если ребенку не разрешать, а потом через 5 минут пожалеть и разрешить - он понимает это как игру, типа сначала нельзя, но когда он сильно покричит, сразу становится можно. Поэтому нельзя и ушла. пусть немного поплаччет. Или просто отвлечь другим. Но запрет не снимать.
Да, это действительно так, и это подтверждают все психологи, неврологи и пр. Со старшим я училась премудростям воспитания и сейчас конечно с ним сложнее, он более разбалован. А вот младшенькая с пеленок знает, если ей сказали нет, значит нет и это будет всегда и при "любой погоде". Нельзя играться с детьми: сегодня можно, завтра нельзя, а тем более, если ребенок хоть один раз поймет, что своим плачем он может изменить решение взрослых, это он будет делать постоянно. И чем дальше, тем его истерики будут более впечатлительными.
Так, как мы сегодня собирались в сад - мы не собирались ни-ког-да! Ребенок превратился в маленькое чудовище, которое знает единственное слово: "НЕЕЕТ!" Ни уговоры, и отвлекалки не работали, причем в сад он хотел, а вот одеваться.. (по сути - делать то, что просят родители) Пришлось одеть силой, начиная с трусов и заканчивая шарфом Одевали вдвоем с папой, но это ж уже Лось, а не деть Кароч, не буду описывать все ужасы процедуры и сколько раз мы вели себя непедагогично, но вывод я сделала: сколько не учи книжки по психологии - натуру исправить и перенаправить сложно. А тем более в период кризиса А еще сложнее - оставаться хладнокровным в такие моменты. Папа в ярости, мама плачет - доброе утро!!! Нашла статейку, которой и утешилась.
Когда ребенок все отрицает
Если вы нормальные родители, то вы были невероятно довольны и горды, когда ваш ребенок впервые узнал себя в зеркале, но вы были готовы свернуть ему шею, когда около двух с половиной лет он встречал все ваши привлекательные и разумные предложения громким и решительным "Нет!". На первый взгляд может показаться, что первое событие стоит того, чтобы его отпраздновали, а второе указывает на наступление тяжелых времен и вызывает, по крайней мере, легкий ужас, если не ярость.
В этих двух стадиях развития странно не то, что они отличаются, а то, что они представляют собой одно и то же. По-своему каждое событие свидетельствует о наиболее волнующем и загадочном чуде: у ребенка развивается осознание себя как личности.
Стать личностью - это суть всего развития, и многое в этом процессе открытия себя приятно для родителей. Нам нравится, когда Джонни говорит: "Джонни хочет", и мы еще более довольны, когда у него возникает представление о себе, достаточное для того, чтобы сказать: "Мне хочется". Когда он доходит до драматического момента "Я хочу", мы бурно радуемся его развитию.
Беда в том, что "я хочу морковку" должно по законам природы рано или поздно превратиться в "я не хочу никакой морковки". Быть личностью означает иметь свое мнение и представление о вещах.
Конечно, замечательно говорить "да" жизни и миру, но, когда ты очень мал, все эти "да" относятся к вещам, которые за тебя решает кто-то другой. Первое "нет", - вероятно, самое громкое заявление, которое когда-либо может сделать ребенок, потому что это момент возникновения его как личности, которая говорит: "Я должна начать сама управлять своей жизнью".
Ребенок, который упивается вновь обретенной властью, вводит родителей в сумеречное состояние; выйти из этого состояния им поможет хладнокровие, если они поймут, какое невероятное мужество требуется от него, чтобы перейти к стадии отрицания.
Вот ты, маленький и хорошенький, живешь припеваючи, и все счастливы стоит тебе только улыбнуться, немножко поворковать и дать взрослым возможность все за тебя решать. Нет проблемы, надеть синий или зеленый костюмчик, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений типа этого: есть или нет яйца всмятку. Просто посиживай себе на солнышке без единой заботы в голове.
Затем постепенно возникает какое-то странное, навязчивое ощущение, что можно жить как-то иначе, чем в этом состоянии праздности, что от тебя ждут, чтобы ты хоть немного двигался вперед. Это же ты, а не мама, не папа, не тетушка и не сестра терпеть не можешь синюю пижаму, но любишь пирог с черникой и можешь слезть с горки сбоку, хочешь пожарную машину и не любишь, когда тебя укладывают спать раньше всех. По-видимому, уже пора объяснить это всему остальному миру, а тем самым и себе самому: существует личность, с которой надо считаться.
Первое "нет" почти всегда вызывает реакцию паники, оцепенения и перегруппировки в стане противника. У мамы расширяются глаза и сжимаются губы, у папы краснеет лицо, и в его глазах читается: "Мне хочется тебя отшлепать", няня грозится больше не приходить, бабушка говорит: "Это не мой милый мальчик". Это "нет" - довольно опрометчивая шутка. Какое-то время кажется, что, когда ребенок говорит "нет", это только означает, что он хочет заявить о своем "Я", и это приводит родителей в замешательство.
Мать говорит: "Дорогой, хочешь ли ты твое любимое пирожное с кремом?", и этот ненормальный ребенок, к которому она обращается, кричит: "Нет!" таким голосом, как будто ему велят сесть на электрический стул. Это "нет" относится и к омлету, и к походу в магазин, а, кроме того, ко всему, что он не любит. Когда ребенок очень мал, кажется, что говорить "нет" и быть личностью - это одно и то же.
Конечно, это не так, и это недоразумение скоро прояснится, если родители не впадут в крайности. Если то, что ребенок говорит "нет" в 90% случаев, действительно страшно вас огорчает, если вы понимаете, что это уже дело принципа, если вы образуете два вооруженных лагеря, которые прекращают все попытки общения друг с другом, тогда ваш противник должен считать делом своей чести продолжать борьбу за самостоятельность таким несовершенным способом, поскольку у него нет времени попробовать другие.
Если же, напротив, родители способны уважать то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самосознания, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он вскоре будет способен понять, что самостоятельность требует большего, чем чистое отрицание.
Слово "нет" может стать для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет "нет" до того, как его произнесет малыш, и невзначай спросит: "Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Джонни?" - а затем, гримасничая, ответит себе: "Нет! Нет! Нет!"
Когда вы говорите "нет" в ответ на все, что вам говорит ребенок, вы обращаете внимание на то, что для его развития будет лучше что-то другое, а не это глупое занятие. Я часто говорила дочери: "Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!" Если это говорится с широкой ухмылкой, это только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
Уважать стремление ребенка к независимости - значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.
"Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но ты сейчас действительно достаточно взрослый, чтобы сам выбирать, что будешь есть на завтрак: кукурузные хлопья или яичницу с беконом". "Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: в парке или дома у приятеля". Первое "нет" требует немедленного осознания, что пришло время для более узаконенного выбора, для больших возможностей, чтобы определить, кто и что есть этот маленький человек и что ему нужно, когда он стоит здесь, произнося смело и вызывающе: "Я действую, следовательно, я существую"..
Стадия "нет" становится негативной тогда, когда мы издаем боевой клич и превращаем ее в битву наших взрослых желаний с желаниями ребенка. Она становится позитивной, если мы можем радоваться рождению новой личности и уважать ее, принимая во внимание ее мнение и желание при совместном принятии того или иного решения.
Вот вы стоите, трясясь от гнева, уверенные, что проиграли не только сражение, но и всю войну, потому что сын говорит "нет" купанию, "нет" овсянке и "нет" тому, чтобы снять ботинки. В этот момент вам поможет правильно оценить ситуацию и даже порадоваться его успехам то, если вы подумаете. "Против чего он сможет, я надеюсь, со временем возражать?" "Нет" - компании ребят, которые бьют окна по дороге из школы; "нет" - торговцу наркотиками; "нет" - участию в драке.
Личность должна упражняться в том, чтобы быть личностью.
Источник: Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума".
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Adelia, спасибо за статью Какой у меня супруг разумный Он только так с Мишкой и общается: "нет, ты не будешь чистить зубы" - "нет, буду" - " нет, не будешь" - нет уж, буду" - "ну ладно, иди чисти"
Реально помогает
Последний раз редактировалось Lora 05 фев 2013 17:09, всего редактировалось 1 раз.
Инкакартинка, а у меня нет такой необходимости))) Если что-то не получается, мы садимся и "разговариваем", так сказать выясняем что да почему)))) Самое смешное, что малой папу будит посреди ночи со словами "пап, а давай поговорим" папа "в восторге"
У нас этот кризис наступил очень рано, но мы научились справляться, благодаря полезной информации. Делюсь:
Как победить упрямое «НЕТ» Кажется, совсем недавно ваш такой добрый, покладистый малыш, охотно выполнял все просьбы, соглашался со всеми вашими предложениями и идеями и не доставлял практически никаких хлопот в плане послушания. А теперь…
Вы находитесь в растерянности, вам кажется, что милого сыночка или лапочку-дочку вдруг подменили. Все чаще из его уст вы слышите категоричное: “Нет!” Теперь задача одеть, накормить, сходить с ним на прогулку, в магазин или куда-то еще в гости превратилась в испытание номер один… Ваш малыш топает ногами, извивается при попытке его насильно одеть, убегает, когда вы хотите усадить его за стол… Вы ничего не можете понять…
Одна мама жалуется:
“Спешим мы с дочкой (2,8 года) в поликлинику, времени – в обрез. Через десять минут нам выходить надо, а на ней еще колготки не надеты. Приготовила ее вещи заранее, чтобы не бегать по квартире в поисках кофты или носового платочка. Так нет… Сидит на коврике и куклу переодевает. Я беру ее на руки, усаживаю на колени и пытаюсь одеть злополучные колготки, она визжит и выскальзывает. Потом кричит, что это голубое платье ей не нравится, пойдет в розовом… А розовое — грязное, лежит в в стиральной машинке. У меня терпение кончается, я шлепаю ее по попе, она рыдает. Так еле-еле оделись и выбежали на улицу. Весь день испорчен, дочь надутая, а я мучаюсь от угрызений совести за свой шлепок.”
Подобная ситуация возникает почти в каждой семье. Многие родители недоумевают, что с их деточками произошло, откуда такое непослушание и начинают обвинять друг друга в неправильном воспитании: “Ты ей все разрешала, вот и получай!….”, “Парня давно нужно воспитывать, а ты ничего не делаешь!…”. Да, мало не покажется.
Разрешите вас поздравить – вы начинаете вместе с ребенком взрослеть и вступаете в нелегкий период: кризис трехлетнего возраста. Какие его основные проявления?
упрямство негативизм демонстрация отрицание прежних моделей поведения стремление к самостоятельности (“я сам!”) отстаивание своего мнения
Кризис трехлетнего возраста – это неизбежный процесс, через который проходят все здоровые дети. Он может наступить как в 2,5 года, так и в 4 года. Все зависит от индивидуального развития. У кого-то он не так сильно выражен, а кто-то бурно выплескивает все отрицательные эмоции, доводя своих мамочек и папочек до шокового состояния.
Хочется успокоить сразу и дать конкретный совет: не впадайте в панику, пусть ваше замешательство и растерянность останутся для ребенка незамеченными. Возьмите себя в руки и пересмотрите ваш стиль воспитания: может быть вы слишком строги к ребенку? Может быть, вы не даете ему возможность выбора в чем-то, будь это одежда, еда, игрушки и т.д? Или вы стремитесь все делать за него, мешая ему проявить свою самостоятельность?
Кризис трехлетнего возраста сигнализирует о том, что прежние модели поведения уже устарели, ваш ребенок стал взрослее и более независимее. Ему уже не хочется быть ведомым и пассивным. Он желает взять инициативу в свои руки и действовать самостоятельно.
Однако, несмотря на желание быть самостоятельным, дети продолжают нуждаться в любви, понимании и поддержке родителей. Им хочется, чтобы их перестали считать маленькими и ничего не умеющими, а стали взаимодействовать с ними, как со взрослыми.
Наверно, мамы и папы могут припомнить много случаев, когда они собирались что-то делать по дому или для ребенка и встречали яростное сопротивление от него.
“Мама собралась выносить грязное постельное белье дочки (3,2 года) из спальни, чтобы постирать. Только взялась за охапку и пошла, как услышала горький плач. В изумлении обернувшись назад, увидела дочь, которая цеплялась за белье и кричала сквозь слезы: “Я сама хочу отнести!”
Артем (4 года) увлекся игрой. На большом аэродроме крошечные самолетики то садились, то снова отправлялись с пассажирами в рейс. Игра была захватывающей. Вдруг один самолети
помочь, нагнувшись, легко достал самолетик, но вместо радостного возгласа услышал рев сына: “Я сам возьму! Положи обратно!!!”
Бывают и более серьезные случаи. Когда уступать нельзя, поскольку это опасно для здоровья и жизни ребенка. Вот как рассказывает бабушка внука, которому недавно исполнилось три с половиной года:
“Накормила Олежку и собрались с ним на прогулку. Я одеваюсь и его подгоняю, чтобы время не тянул. Он оделся и заявил, что не пойдет в куртке, она ему не нравится. Но у нас только одна демисезонная, а на дворе осень холодная.. Я говорю, что без куртки он никуда не пойдет. Внучок заупрямился и отказался гулять…”
Чтобы договориться с ребенком, переживающем кризис трех лет, попробуйте следующее:
Предлагайте альтернативу тому, что он хочет. Отказывается носить коричневые брюки? Пусть выберет из предложенных вами подходящие. Не хочет завтракать дома? Хорошо, пусть в садике поест. Чаще хвалите за самостоятельность: “Ты у меня такой большой, и я уверена, что сумеешь сделать хорошо”, “Ты замечательный помощник!” Обыгрывайте с ребенком проблемную ситуацию. Не хочет принимать лекарство? Давай полечим вон того мишку, что-то он совсем расхворался…. и в процессе игры предложите ему выпить лекарство вместе с мишкой. Откажитесь от приказного тона и жесткого воспитания. Не годятся также гиперопека и слепая любовь, которые могут исказить нормальное развитие личности ребенка.
Детям очень нравится действовать, как взрослые. Дочки примеряют мамины платья и туфли, сыновья с увлечением копаются в конструкторе, подражая папе, который работает автомехаником… С ростом детей в их играх проявляются сюжетные роли, социальные взаимоотношения. Все это очень важно для становления личности. Давайте не будем мешать этому процессу и поможем детям развиваться полноценно и гармонично. Тогда и проблема непослушания перестанет быть пунктом номер один.
Я проходила один интересный он-лайн семинар психолога Егоровой Татьяны, мне очень понравился ее индивидуальный подход и взгляды о том, что тип нервной системы тоже играют немаловажную роль в преодолении капризов у ребенка. вот тоже инфа:
давайте рассмотрим формулу истерики. Из чего она складывается? Формула истерики такая. Возьмите листочек бумаги и запишите: Первое слагаемое – «конфликт ожиданий ребенка» затем поставьте плюс+ напишите второе слагаемое «неправильная тактика воспитания». Поставьте знак равно = и после этого знака напишите «капризы (истерики)». конфликт ожиданий ребенка + неправильная тактика воспитания = капризы (истерики) Итак, теперь наглядно видно, правда? Думаю, у вас в голове уже начинает проясняться. Берем первое слагаемое - конфликт ожиданий ребенка. Давайте посмотрим, что за этим стоит. Чего ожидает ребенок? Если представить, что ваши ожидания и надежды не сбылись – что вы почувствуете? Разочарование? Обиду? Злость? А теперь подумайте о ребенке, у которого преобладают импульсные реакции: подумал – выдал по полной программе. Если рассмотреть второе слагаемое - неправильная тактика воспитания - например, мама пообещала и забыла. Ребенок ждал-ждал и распсиховался. Это самый простой пример. В жизни бывает сложнее, но суть одна и та же. Если ребенок знает, что если нажать на вас – вы сдадитесь – то он будет действовать так, используя в своем арсенале нытье, капризы, обиды, отказ от чего-то и т.д. чтобы родительское сердце не выдержало и пошло ему навстречу. Что в итоге – капризное поведение закрепляется. Потому вам, как родителю, нужно формировать правильные ожидания у ребенка, правильное представление о себе, как маме, о папе. Что есть в семье правила, которые уважают все члены семьи и т.д. То есть мы ведем себя тактично и последовательно. Рекомендую запомнить формулу! Итак, что нужно вашему ребенку. Я перечислю то, БЕЗ ЧЕГО НЕ ОБОЙТИСЬ! Первое, что нужно – это Ваше безоценочное понимание ребенка, чтобы вы, как родители понимали, почему он так поступил, а не иначе. И притом, без навешивания ярлыков, типа, «ах ты, такой сякой…», и экспрессивных кличек, например, «неряха», «тупой», «дурак». Второе, что нужно иметь в своем родительском арсенале – это безоговорочное принятие ребенка. Даже если он нашкодил, он ждет от вас, что вы остаетесь для него открытыми, готовыми принять таким, какой он есть, Он хочет подтверждения установленных границ и возможности «сохранить лицо». Другими словами, в капризах не унижайте его, помогите ему справиться со своими эмоциями. Далее, важна безусловная любовь, именно такая, когда его любишь просто так, а не за что-то. Вы так любите? Не менее важно выделять для вашего ребенка безраздельное время. Что это значит? Ваш сын или дочка хотят, чтобы вы играли с ними, водили на интересные мероприятия, отдавали им 100% время без отвлечения на посторонние дела, разговоры по телефону и т.д.. Завершает этот список потребностей ребенка четкая предсказуемость, поскольку непоследовательность страшна для ребенка и для родителей. Она легко сбивает с толку, провоцирует к капризам. Далее я заканчиваю наш мини-курс и расскажу про капканы безделья, и что вам делать дальше.
Егорова Татьяна Мини-курс «Капризы у ребенка? Проблема решаема!» http://detpsycholog.ru 2
Adelia, спасибо за статью Какой у меня супруг разумный Он только так с Мишкой и общается: "нет, ты не будешь чистить зубы" - "нет, буду" - " нет, не будешь" - нет уж, буду" - "ну ладно, иди чисти"
Реально помогает
по-моему, это не совсем правильно, потому что в данном случае нет превращается в да, а в каких-то не сможет. Так как ребенку разобраться, что если нет, то это нет и точка.
Adelia, спасибо за статью Какой у меня супруг разумный Он только так с Мишкой и общается: "нет, ты не будешь чистить зубы" - "нет, буду" - " нет, не будешь" - нет уж, буду" - "ну ладно, иди чисти"
Реально помогает
по-моему, это не совсем правильно, потому что в данном случае нет превращается в да, а в каких-то не сможет. Так как ребенку разобраться, что если нет, то это нет и точка.
Мне кажется, что когда начинается такой кризис, ребенок как раз таки четко понимает что значит "нет". И это мастерство и находчивость родителей именно "поиграть" так, чтобы нет превратилось в да! Желание маленького человека самостоятельно принимать решения нужно поддерживать, но это же не значит, что нужно соглашаться на все его "нет"! И это высший пилотаж, когда родителям удается поменять это решение, не вызвав истерику у ребенка, без наказаний и запретов. Представленая выше игра показывает, что ребенок хочет самоутвердится, доказать что он уже не находится под влиянием папы или мамы, а вполне осознано принимает решения, не зависимо от того, чего от него ожидают. Мы тоже часто используем этот прием, только немного в другой вариации, например: Сын: - я не буду суп! - не надо, мама съест его сама, а тебе ничего не достанется (начинаю есть и приговаривать, какой же он вкусный). Если ребенок голодный и на самом деле хочет этот суп, то молниеносно срабатывает реакция: - нет! я буду суп! я сам!
Бывают варианты и другой игры: - я не буду суп! - есть суп и пюре с котлетой, выбирай! (блюд должно быть не больше двух на выбор). Когда происходит самостоятельный выбор, ребенок чувствует себя полноправным человеком со своим мнением и с радостью делает то, что хочет мама))))
Это примеры такие на еде, но у нас это во всем. В одежде (будешь эти штаны или другие), в купании (с пеной или без)...
Nadin_ds, обсолютно с вами согласна, я говорю своей доце что ты можешь пойти и выбрать в комоде те колготки (кофту или штаны...) какие захочешь. Если на что то не соглашается, я говорю нет так нет я и сама прекрасно справлюсь и это работает
О, Жень, как мне помогает этот ваш совет: у моего детя от "давай поговорим" - аж глаза загораются, что с его мнением сейчас посчитаются.
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0