Кризис 2 лет связан с появлением самостоятельной речи, - такой, с помощью которой ребенок довольно неплохо может объясниться, обычно фразовой, с довольно богатой лексикой. Проще - кризис связан с тем, что потребности ребенка становятся разнообразнее, а возможности для их выражения - какое-то время остаются прежними, что приводит к кризису "столько всего хочу, но меня никто не понимает". В результате овладения речью кризис разрешается. То есть существует отдельное достижение именно двухлетнего возраста, которое представляет собой нечто большее, чем овладение отдельными словами. Вот это достижение и явлется результатом кризиса 2 лет - речь перестает быть только сигнальной и превращается в средство организации взрослого и самоорганизации. Эриксон увязывает эту стадию с приучением к горшку и контролем над сфинктерами, это период примерно с 1,5 до 3 лет.
Между 2 и 3 годами начинается психологическое отделение от матери. Ребёнок стремится к самостоятельности, появляются выраженные эмоциональные реакции, когда родители не понимают его желания. У малыша возникает противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от родителей. Ваша дочка начинает понимать, что её мама не принадлежит ей, она — не часть её. А это нарушает веру в безопасность, и, чтобы ее сохранить, ребенку необходимо чувствовать маму рядом. В этот период поведение малыша конфликтно, он становится требовательным и капризным. Желания легко меняются на противоположные, это раздражает родителей. Им кажется, что ребенок капризничает. Но наказывать ребенка бессмысленно. Это не плохое поведение, это — стадия развития. Мама должна оставаться спокойной, давая малышу понять, что она рядом в любой ситуации (это трудно, но необходимо). Истерики, поводом для которых может послужить отказ, часто сопровождаются выгибаниями, бросанием на пол, битьем головой об стену, топаньем ногами и швырянием игрушек. Они показывают, что ребенок полностью владеет собой и выбирает самый противный и невыносимый способ воздействия, вызывающий эмоциональную реакцию родителей. Поэтому родителям важно не терять самообладания, вести себя спокойно и последовательно. Тогда ребенок узнает границы допустимого. Потому, что ребёнок не ищет свободы, он определяет границы своих возможностей. С двухлетним ребёнком уже можно договориться. Например, когда вместо пути домой малыш тянет маму в другую сторону, о маршруте прогулки можно договориться так: "Только один раз вокруг дома, хорошо?". Когда ребенок попросит еще, – напоминайте: "мы говорили об ОДНОМ разе. Один раз закончился". Если ребёнок упирается, берите под мышку и несите домой. И вообще все свои требования сопровождайте действиями. Если пора есть или спать, - берёте за руку и ведёте за стол или в постель.Как правило, с возрастом упрямство и отрицание проходят бесследно – если, эти черты не являются наследственными, а родители не акцентируют внимание на этих проблемах. Чтобы свести к минимуму нежелательное поведение, нужно: НЕ показывать, что это Вас волнует, НЕ говорить об этом часто вслух, НЕ обсуждать ребенка в его присутствии после двух лет, НЕ переживать по поводу упрямства и истерик. Чем сильнее эмоциональная реакция взрослого, тем прочнее закрепляется способ поведения ребенка... А главное помнить, что воспитание ребёнка – это, прежде всего, огромная внутренняя работа над собой, самовоспитание. Развитие в себе терпения, сдержанности, уравновешенности. Спрашивайте себя: «Зачем я это делаю? Действительно ли это необходимо? К чему это приведёт?» http://samorodoc.ru/forum/43-288-1
И еще:
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?» В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?» Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?» Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?» Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»
Богданова Н.В., детский психолог, психоаналитик
В помощь сознанию отчаянных мам - образный пример: черепашка ползет по туннелю, препятствие и она будет долго и упорно на него наползать, несмотря на то, что справа и слева есть обход. И ребенок также, только если слева или справа загорится лампочка, будет звук и т.д. ребенок сразу забудет о препятствии. Задумайтесь А вас - коснулся кризис "ужасной двухлетки"?
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Коснулся, еще и как коснулся. Страшное упрямство и постоянное отрицание на ВСЕ, даже то, что ей нравится. сначала скажет нет, через время пойдет и возьмет-сделает-съест Терплячки и выдумок уже не хватает. истерики до срыва голоса И вот вроде и говорит более менее, может все выразить словами и как то пообщаться с нами, но общий язык находится с трудом.
И нас уже коснулся Такая вредина стала, как только что-то не нравится - или заводит плач, или садится на пол, отвернувшись от обидчика и губку выпячивает
Adelia писал(а):
Чтобы свести к минимуму нежелательное поведение, нужно: НЕ показывать, что это Вас волнует, НЕ говорить об этом часто вслух, НЕ обсуждать ребенка в его присутствии после двух лет, НЕ переживать по поводу упрямства и истерик. Чем сильнее эмоциональная реакция взрослого, тем прочнее закрепляется способ поведения ребенка... А главное помнить, что воспитание ребёнка – это, прежде всего, огромная внутренняя работа над собой, самовоспитание. Развитие в себе терпения, сдержанности, уравновешенности.
Как мобилизовать в себе все терпение, сдержанность и спокойствие в любых обстоятельствах? Вообще, мне эти качества всегда были присущи, но декрет так вымотал нервы, что иногда веду себя непедагогично. Буду все-таки пытаться над собой работать.
_______________________________
- Это невозможно! - Возможно, если ты в это веришь.
Нас он не то что коснулся, а проехался по нам полной силой. Период с 2-х до 3-х лет был невероятно сложным (у нас еще оказало влияние и рождение братика, и поступление в садик, и переезд на новую квартиру, потянувший смену садика). Мы даже лечились медикаментозно (курс ноофена, курс пантокальцина, успокаивающие чаи, ванны). Самое лучшее в этих возрастных кризисах - то, что рано или поздно они проходят. Пережить поможет только терпение, твердость и, конечно, любовь. Нельзя идти на поводу у ребенкиных капризов, но и не становится излишне принципиальным. В вещах попроще надо уступать, чтобы деть тоже чувствовал свою значимость. Всегда предлагать альтернативу. У нас волшебная фраза была - еще раз и все. То есть не прямой запрет (пошли домой или забираю сладости, а еще минутку гуляем, и домой, или еще одну конфетку, и все.). Почаще советоваться с ребенком. У нас деть сам выбирает, что оденет, например. Не надо бояться наказать ребенка, но после наказания обязательно помириться, спокойно поговорить, объяснить спокойно вынужденность такой меры и пообниматься-нацеловаться. И еще сдерживать себя, не давать самой себе скатиться в истерику. В общем, удачи. Это возрастное.
_______________________________ Друг познается в беде, герой в битве, жена в бедности, муж в декрете.
А нас уже начало такое касаться, особенно в отношении со мной, с папой ведет себя нормально. В порыве истерики я беру веду сажу на стул и начинаю ему рассказывать что он делает не так и как надо, потом беру за руку и возвращаюсь в зал играться а он мне опять туже истерику, спасает меня валерьянка и мультики.
У нас этот кризис начался с 1,7 года, дочка достаточно хорошо разговаривает + к этому начались и истерики по каждому поводу. Теперь знаю что это просто нужно переждать (ну у нас еще + зубы глазные лезут)
_______________________________ Меня не надо носить на руках. я сяду на шею!
Вчера, достигнув дна своего личностного несовершенства во время сцен и скандалов с собственным детищем, я перечитала ночью море литературы, чтобы понять - как думать о ребенке и о том, что же в действительности происходит, непосредственно внутри ситуации. Потому и создала тему, выжала все самое любопытное в первый пост. И, должна сказать, сегодня я была "хорошей мамой" Первое, что я для себя постоянно теперь повторяю: "Кто тут ребенок?" И еще вспоминаю о черепашке и препятствии Второе: предлагаю хитрый выбор "ты покушаешь сейчас или через 10 минут?" Помогло!! Ребенку очень важно понимать, что с его желаниями и мнением теперь считаются, ведь он взрослее )) Третье: я не стала как обычно настаивать на горшке, хоть и знала, что ребенок хочет справить нужду, но упирается. Я ему доверилась, что было для него полной неожиданностью Сказала на ушко как секрет (а не как обычно - ультиматумом), что если он все-таки захочет я ему обязательно помогу )) Теперь мы о горшке говорим шепотом. Вот такая игра. Но ему очень приятно, что мама не "щимит" его право отказаться. А еще сменила своё материнское-уставшее "Что ты хочешь? " на "Что ты хочешь? " Игривое и отмороженное. В общем, трансформация началась, трудностей еще масса, (т.к. он у меня парень не гиперактивный, ттт, просто очень-очень активный и эмоциональный), но я очень рада, что одумалась, собрала остатки сил (иначе и правда - не назовешь ) и лишила своего малыша сомнительного удовольствия еще Н-ное количество дней бороться за право быть взрослее. Предлагаю еще делиться тут реальными успехами и конкретными ситуациями, где вам удалось совладать с собой и малышом и вместе преодолеть каприз или конфликт!
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
если кризис одного года нас как-то обошел стороной, то кризис двух лет просачковать не удалось причем кризис был не только у ребенка, но и у его родителей тоже. я привыкла, что ребенок у меня крайне послушный и понимающий, что он меня слушает и слышит и мы всегда можем договориться. но нам исполнилось два года и ребенка резко как будто подменили. все старые способы общения и воздействия на ребенка перестали работать. вот так вот сразу, в один миг. ребенок, который уже отлично ходил на горшок, перестал проситься. ВООБЩЕ. море мокрых трусов, штанов, ежедневная стирка, истерики по любому поводу, когда до ребенка просто невозможно достучаться никаким образом, чтобы он хотя бы услышал тебя, мое непонимание, что же вообще происходит, и нервы, нервы, нервы... к вечеру на меня было жалко смотреть. до успокоительных средств в моем случае слава богу не дошло, но нервы были основательно расшатаны. ничего не помогало, пока я пыталась разобраться в ребенке. и только, когда я поняла, что нужно на самом деле разбираться в себе, кризис пошел на спад. оказалось просто, что у ребенка очередной скачок в развитии, о котором писала Оля в первом посте, а я не готова была воспринимать повзрослевшего ребенка с его новыми потребностями. мы все знаем, что детей нужно принимать такими, какие они есть. но если принимать ребенка послушным и спокойным крайне легко, то ребенка с истериками и постоянным отрицанием крайне сложно. мне потребовалось осознать, что ребенок личность и он имеет право не быть белым и пушистым всегда, как бы мне этого не хотелось. когда я поняла, что буду любить его любым, мне стало легче. еще я поняла, что всего поступки и истерики это не мне назло, не стремление сделать больно, не желание задеть. когда он плачет и истерит, ему плохо, потому что у него свой внутренний конфликт и внутренняя гармония нарушена, а он не знает, как самому с этим справится. и такими проявлениями просто пытается обратить внимание родного и близкого человека на себя, такая себе попытка достучаться и попросить о помощи. это странно, но когда я это все осознала, кризис пошел на спад. и мы снова можем договориться практически обо всем. да, и кстати на горшок мы тоже стали опять ходить
У меня сложилось впечатление, что тяжело переживают кризисы именно мамы послушных деток, потому что те дают им расслабляться, а потом опа - нежданчик. Мне как-то и жаловаться не на что. Какая была вредина, такая и осталась Я спокойно принимаю, так что это не так уж и сложно, если регулярно тренироваться. А если думать, что вам достался самый спокойный, милый ребенок, и вообще вам очень повезло с таким дитем, да и родитель вы правильный - жизнь обязательно стукнет по бабашке, так, легонечко, чисто, чтоб не расслаблялись.
ПыСы. я никого лично не имею в виду, это из своего опыта в первую очередь.
У нас никогда пай-мальчиком не был, а сейчас прям вообще не реагирует на замечания: ни мои, ни мужа, ни воспитательницы. Ноет постоянно (хотя уже 2,9года), если не ноет, то балуется, если не балуется, то истерит: упасть на пол -это запросто. Иногда мне кажется, что я не создана для материнства, или я-плохая мамаша, но больше деток мы не планируем именно по причине нашего шилопопа А если еще с мужем представляем кризисы 3х, 5ти, и далее лет , ппц просто. Пока у нашего дитя истаканится нервная система, то у меня ее не будет так точно.
_______________________________ Inside my heart is breaking, my make-up may be flaking, but my smile...still stays on.
Dianna, да ну... Подрастет малыш, будете скучать за его шалостями, и захочется еще маленького. Много пар рожают через 10 лет. Старшие активно помогают!
Иногда мне кажется, что я не создана для материнства, или я-плохая мамаша, но больше деток мы не планируем именно по причине нашего шилопопа
Мне тоже так кажется порой Но когда думаю о втором - сразу мозг включает авто настройку на лучшее и я уже не помню, что пять минут назад меня доводили протестами
Aнничка писал(а):
Подрастет малыш, будете скучать за его шалостями,
дада, мамы некоторых трехлеток говорят, что скучают по бывалым безумиям, что это все очень быстро пролетает
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0