Записки детского психолога: «Мамам девочек мам мальчиков не понять» Автор статьи - детский психолог Ирина Семенихина (мама двоих детей - мальчика четырех с половиной лет и девочки-подростка 11 лет)
Все мамы на свете когда-то были девочками. И поэтому когда у женщины рождается дочка, все очень просто: загляни в свой «сундучок с сокровищами», собери в кучку воспоминания о том, как тебе самой жилось в детстве, что радовало и огорчало, чего для счастья не хватало - и вперед! Воспитывай по образу и подобию своему.
А вот когда рождается существо, прямо тебе противоположное… Попробуй-ка, достань свои девчачьи «бирюльки», чтобы сынишку воспитывать, - он их раскидает, поломает и по-своему применит. Вздохнешь, сложишь весь свой опыт обратно в сундучок и не доставай, пока Бог дочку не даст. Мальчишкам в детстве приходится непросто: весь мир под девчонок заточен. Воспитанием-то занимаются почти исключительно тетеньки! И дома, и в школе, и в детском саду. На улице и то - попробуй только устроить пацанячью возню, обязательно какая-нибудь тетенька замечание сделает. То ли дело девочки - чинно сидят, в песочке копаются, на качельке качаются… А мальчишек все несет куда-то. Куда, интересно? И как их, этих неугомонных пацанят, воспитывать? Ответы на эти вопросы частично дал один очень интересный дяденька по фамилии Геодекян в своей теории асинхронной эволюции. Он заявил, что у природы разные планы насчет мужчин и женщин: на самцах, мол, природа проводит эксперименты, от них зависит прогресс человечества, а тетеньки созданы, чтобы сохранять и передавать гены, доказавшие свою эффективность для выживания. И все развитие мальчиков и девочек, функционирование их мозга и, конечно, поведение подчинено этой глобальной эволюционной задаче. Мужчинам положено осваивать новые территории, и их мозг направлен на высокую поисковую активность (не зря в стабильной ситуации мужчина частенько чахнет и скучает или приключений ищет, чем порой сильно раздражает своих близких женщин). Маленький пацанчик по этой же причине будет с первых месяцев жизни живей, подвижней и активней любой девчухи. Чем маму свою будет с ума сводить. А уж в детском саду тем более такие свойства не поощряются: их там, в группе, как гороху! И если девчачьи игры с самого раннего детства направлены на освоение ближайшей территории, то мальчишки активно расширяют «ареал» - быстро бегают, далеко кидают и исследуют все, что их окружает. Опасно! И начинают мальчиков за их «излишнюю» активность корить и ругать… А они, вместо того чтобы раскаяться и исправиться, чаще всего ершатся и сопротивляются - так уж устроен их мозг. Послушание - удел девчонок, им по природе своей положено адаптироваться к любым условиям. Ругать и наказывать мальчиков и девочек нужно тоже по-разному. Мужской мозг дает эмоционально яркий ответ только в первые секунды, а потом ему необходимо переключиться на деятельность. В диких условиях ведь как было: мужчина увидел хищника - хватай, беги, дерись! А женский мозг всегда готов к эмоционально долгому ответу, сопереживанию, «перевариванию» эмоциональной ситуации и, главное, готовности быть включенным в эту ситуацию. Женщине-то при виде хищника надо прятаться, детей уносить. Задача ее - не победить, а выжить: и пока мужчина борется, она переживает в сторонке. И если мама или воспитатель долго-долго мальчика ругают, к его совести призывают - он просто перестает слушать и начинает либо огрызаться (сил у него уже нет эти эмоции держать!), либо убегать или под стул прятаться. Чем, конечно, вызывает новую волну раздражения: «Ты меня даже не слушаешь!» Мальчиков лучше наказывать, если уж он этого заслужил, без эмоций. Как бы странно это ни звучало. То, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только внешне, - оно, конечно, видно невооруженным взглядом. Психофизиологи вон вообще утверждают, что могут слету определить - мальчик это или девочка, взглянув на записи биотоков мозга едва родившегося ребеночка. Безо всякого внешнего осмотра. А в книжках с советами по воспитанию, между прочим, звучит слово «ребенок». Бесполое существо. Немудрено, что многие советы и «общепринятые нормы развития» на практике не работают. Или работают, но не так, как обещают авторы. А тут еще, согласно последним научным данным и жизненным наблюдениям, выясняется, что мальчики легче «ломаются»: чуть что не так в окружающей среде - они болеют, неврозы выдают или в развитии отклоняются. И как из такого хрупкого существа растить настоящего мужчину, спрашивается? Будем растить аккуратненько. Набравшись терпения и спокойствия. Этого добра, конечно, любой маме хорошо бы иметь чем больше, тем лучше, но мамам мальчиков - особенно. Во-первых, учимся не завидовать мамам девочек. Если в детском саду при всем честном народе ваш пацанчик устроил вам бурю на тему «Я не хочу в детский сад!!!», а мама девочки гордо посматривает в вашу сторону, завязывая бантик вполне довольной жизнью дочурке, скажите себе: «Мужской мозг имеет более низкую способность адаптации к условиям окружающей среды» - и спокойно продолжайте уговаривать своего сынишку смириться с необходимостью остаться в группе. Ключевое слово здесь - спокойно. Потому что нервная система у мальчишек более реактивна - то есть когда вы выходите из себя, мальчишка тут же «добавит» себе ваших эмоций. А все потому, что у мальчиков, по данным все тех же психофизиологов, значительно медленнее происходит процесс миелинизации нервной системы (механизм увеличения скорости проведения нервного волокна. - Прим. ред.). Суть этого процесса заключается в том, что отростки нервных клеток постепенно «обматываются» шванновскими клетками (это такие специальные вспомогательные клетки нервной ткани), и возбуждение передается не с такой сумасшедшей скоростью, как у совсем маленького ребенка. И за счет этого постепенно появляется способность контролировать свои эмоции и действия. Так вот: у мальчиков более-менее существенная миелинизация происходит только годам к шести, а у девочек - гораздо раньше. Поэтому девочки в четыре года уже вон какие чинно-благородные, а мальчики еще скачут и прыгают, как дикие обезьянки. Кстати, если мальчик леворукий, то та самая миелинизация у него замедленна еще больше. И поэтому к семи годам он может быть к школе совсем не готов. Хотя интеллектуально часто даже опережает своих праворуких друзей (если его не переучивали). Такого парня, если есть такая возможность, лучше отдавать в класс, где поменьше учеников. Вообще, очень рекомендую запомнить слово «миелинизация». Скажете себе в случае, когда мальчик выдает вам очередные «фортеля»: «Ах, все дело в миелинизации!», - и успокоиться (вам) будет гораздо легче. А чтобы миелинизация шла быстрее, мальчиков надо хорошо кормить, давать им мясо и молоко, больше с ними гулять и разрешать прыгать и скакать. А еще лучше - плавать. Это «было» во-первых. Теперь «во-вторых»: старайтесь отслеживать у себя желание запугать ребенка. Это только кажется, что взрослые редко делают это в процессе воспитания… Страшно не справиться, недосуг, некогда, не знаем как. А напугать ведь гораздо проще, чем найти общий язык, и призывы к послушанию очень часто соседствуют с угрозами. Попросите как-нибудь сына показать, какое лицо бывает у мамы, когда она его воспитывает. И как? И банальное - будьте счастливы, дорогие мамы мальчиков и девочек. Это очень полезно для процесса воспитания. http://alt.kp.ru/daily/24600/772018/ http://alt.kp.ru/daily/24604/775131/
Советы родителям по гендерному воспитанию детей
будет дополняться
Для мальчиков
Каковы причины того, что мальчик растет "женственным неженкой"? 1. Недостаток любви и внимания со стороны отца. Таким образом у мальчика нарушается половая идентификация. Эта причина устраняется проще всего – папе нужно быть нежнее с маленьким сыном, позволять себе выражать собственную любовь различными способами и не стесняться ее проявлений. 2. Неполная семья, ребенка воспитывает только мать. В этом случае матери можно посоветовать найти для малыша "мужской пример" для подражания. Пусть мальчик чаще общается с дедушкой, другом семьи, или дальним родственником, кто мог бы представать для него "мужским эталоном". 3. В семье доминирует мать, отец не выполняет ведущей мужской роли. 4. Мальчик нежеланный, родители хотели девочку (особенно влияет желание матери). 5. Мать подсознательно принимает только "малыша", у нее глубокий страх перед отношениями с подросшим сыном. 6. Гиперопека, подавление инициативы, авторитарный стиль воспитания матери.
*** Р.Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. "Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали, -все эти "телячьи нежности", как говорит мой 8-летний сын. Это физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 7-8 лет, подчеркиваю, решающим в его развитии! Исследования показали, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, чем мальчики. Я уверен, что это - одна из главных причин, что с мальчиками до трех лет гораздо больше осложнений, чем с девочками. В психиатрических клиниках США мальчиков в 5-6 раз больше, чем девочек. И это соотношение резко (еще в несколько раз) возрастает у подростков Очевидно, мальчикам необходимо такое же нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье".
И еще один, очень интересный, отрывок из его книги: "Мой друг Руст, крепкий, суровый, непреклонный, настоящий мужчина, морской офицер, обучающий строевой подготовке. У него прелестная нежная чувствительная жена и четверо сыновей-погодков. Руст решил, что его мальчишки должны вырасти такими же, как он, сильными и суровыми. Он и обращался с ними соответственно как с новобранцами: неукоснительная дисциплина, беспрекословное подчинение, никаких поблажек и вопросов, никаких эмоций и "телячьих нежностей"... В последний раз, когда я видел этих мальчиков, даже я был поражен их женоподобностью. Жеманство, сюсюканье, внешность, повадки – все было как у девочек. Вы удивлены. А не следовало бы! Я как врач-психиатр встречаюсь с этим каждый день. Мальчики, чьи отцы суровы и жестоки, как правило, вырастают женоподобными маменькиными сынками. Не проявляя никаких нежных чувств, родители отталкивают своих детей".
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
тема очень нужная и важная хотелось бы узнать какие черты характера в каком возрасте девочки/мальчика формируются. если у кого то есть наработки делитесь
upa-zh, а чего приписывать-то? Тебе теперь просто дуальный подход нужен - вот и все
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
upa-zh, ну, двухсторонний Кароч, вдовое больше знать надо
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
ооо... сейчас такие девочки, что сдается мне это они мне завидуют с мальчиками. Мне вобще, как я заметила, с мальчиками проще, у них больше подвижности (что меня не напрягает) и меньше писка, истерик и вытья. Они спокойней переносят ссадины, меньше конфликтуют.
Цитата:
Мальчиков лучше наказывать, если уж он этого заслужил, без эмоций.
надо попробовать.
_______________________________ То, что Петр говорит о Павле, характеризует не Павла, а Петра
Они спокойней переносят ссадины, меньше конфликтуют.
согласна. Но в то же время, телодвижений у мальчиков больше. Иногда это очень утомляет Я сейчас смотрю по группе, куда ходит сын: девочки ходят куклами в обнимку, а мальчики - теребят сенсорные игрушки (втулки, формы, пирамидки, конструкторы). Психофизические интересы уже на лицо ))) Мальчику важно вовремя дать интересное и замысловатое задание в руки, тогда его тоже не слышно и не видно будет Так и поступает наша воспитатель
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
о да! Наш сейчас очень любит танцевать. Но танцевать у мамы на руках. Т.е. его надо поднять, кружить, вертеть, подкидывать. А мне уже трудновато 14 кг подкидывать
Но в то же время, телодвижений у мальчиков больше. Иногда это очень утомляет
Adelia, я как то научилась расслабляться и не обращать внимание, мне самой больше нравиться когда все вокруг "кипит", когда куча дел. 2-3 раза в месяц побыть в одиночестве мне достаточно. Меланья, не, я с 1,5 года не ношу. Могу подержать на коленках, обнять, но носить это к папе, я ж хрупкое существо, меня беречь надо. Они и сами понимают, если схвачу в порыве - слазят "мама, тебе тяжело". Kota, это смотря сколько вам, совсем крошки просто по другому мысли выразить не могут. А те которые от 4-х лет там уже да, девчата дают жару...
_______________________________ То, что Петр говорит о Павле, характеризует не Павла, а Петра
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1