Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.
Последите, например, как ведут себя дети, играя в настольные игры, и вы будете удивлены детским азартом и соревновательностью, иногда приводящими к тому, что ребенок, желая выиграть любым способом, прибегает к обману. Дети младше 5 лет не придают особого значения обману. Они просто играют, и победа для них менее важна, чем сам процесс игры. Дети от 5 до 7 лет, однако, более склонны к обману в игре ради победы, и могут намеренно начать неправильно считать очки или делают лишний ход вне очереди. В этом случае дети обычно осознают, что поступают неправильно, но не придают большого значения обману. К 8 годам ребенок уже хорошо понимает, что обманывать плохо. И если ребенок в этом возрасте продолжает обманывать, то это может быть обусловлено более серьезными причинами, чем желанием выиграть – например, чувством неполноценности и желанием казаться лучше, чем он есть на самом деле.
Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга. Кроме этого,
причины детской лжи могут быть следующими:
* Ребенок хочет избежать наказания. * Хочет привлечь к себе внимание. * У него есть проблемы, требующие решения. * Избегает стрессовых ситуаций. * Берет пример с окружающих его взрослых или детей.
Дети младше 6 лет часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их за правду, и иногда даже верят в них сами. Это не ложь и не обман, просто они еще нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же эти истории не приносят никакого вреда и свидетельствуют только о развитом воображении ребенка. Но если ребенок уже старше 6 лет, то выдуманные истории уже не так безвредны, особенно если вы или сам ребенок не можете понять, где правда, а где ложь. В этом случае лучше выяснить причины такого фантазирования и постараться предотвратить его.
Если же продолжает хронически лгать ребенок старше 7 лет, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобится помощь детского психолога.
Как предотвратить обман в будущем.
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается.
* Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду. * Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний. * Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно. * Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана. * Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи. * Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.
Как узнать, что ребенок лжет
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит неправду:
* Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. * У него меняется выражение лица, или появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови. * Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи. * Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана. Автор: Марина Аль-Рабаки ____________________________ Сейчас у меня очень актуальный вопрос: старшая дочка 9 лет начала обманывать и если раньше это было похоже на невинные хитрости или уловки, то сейчас это уже приняло более серьезные формы. Читала статьи в интернете и везде пишут, что надо понять причину и показать ребенку, что он может доверять родителям, только почему мои разговоры не дают пока что желаемого результата, обманы повторяются... как вы с этим справляетесь и есть ли еще у кого то такая проблема?
Pussycat, да причину мне кажется я выяснила, например если это плохая оценка в школе.. хочет скрыть оценки т. е. причина боится чтоб родители ее не ругали... я уже анализировала как я себя с ней виду и как с ней общаюсь если она провинилась.. ругаю конечно повышая тон но не оскорблений и просто потока критики нет я стараюсь рассказать что надо сделать чтоб исправить оценку и рассказываю как избежать такого результата в последующем
ZAP Tatjana, тогда все заключается в том, что ребенок боится вашей реакции, вы все правильно поняли, нужно постараться найти первопричину такого поведения, возможно когда-то ваша реакция была слишком бурной и ребенку показалось, что вы его сейчас "прибьете", что очень любят делать родители. Самая главная задача сейчас - вернуть веру ребенка, старайтесь даже не повышать тон в таких ситуациях, а просто сказать спокойным тоном: "Ну как же так получилось? Что же МЫ с ТОБОЙ пропустили, не уловили? Как МЫ с ТОБОЙ будем решать эту проблему, чтоб в итоге получать хорошие оценки?" Никогда не оставляйте ребенка одного со "его" проблемами. Его неудачи это и ваши неудачи тоже и вы должны помогать решать проблемы. Я думаю со временем все образуется, главное дать понять дитю, что он может вам доверить любую проблему, неуспех и т.д. Ведь радостями делится намного проще.
ZAP Tatjana, насчёт оценок я в детстве тоже обманывала маму и старалась скрыть от неё это. Я очень боялась её реакции, любит она делать из мухи слона и кричать, а я терпеть не могу когда на меня кричат. Договоритесь с дочкой, что она больше не будет обманывать, а Вы поможете ей разобраться с её плохими оценками. Я думаю у вас всё наладится . Во всяком случае мне, в своё время, это помогло бы
ANGELOCHEK, да я сама такая, потому как учится мне было откровенно лень, и этим она в меня, уверена что был момент когда немного больше чем надо надавила на нее и вот результат, я с ней поговорила, объяснила, что готова ей помогать если ситуация ей кажется трудной я ее стараюсь хвалить хорошо когда у нее, что то получается и она очень старается и видимо иногда, чтоб ее лишний раз похвалили тоже придумывает истории которые не настоящие надеюсь, что мы все таки перерастем этот период
вот-вот, психологи говорят, что похвалы должно быть 60-70%, а наказаний или порицаний всего 30-40%, причем похвала необязательно должна быть материальной, достаточно будет просто слов - умничка, ты сделала то и то отлично, мне нравится как у тебя получилось то и то...
У сына пока в шутку обманывать получается.Все еще присутствует детская непосредственность пока.Недавно был период,когда сделает что то пакостливое и на вопрос "Зачем ты это сделал?",говорил:"Это не я,это мальчик Ваня" ( с садика непослушный мальчик).Конечно,нас и его это смешило,но мы всегда делали ударение на том,что этот Ваня останется без игрушек,мультиков и книжек,если не прекратит Сейчас уже прошло,забыл про вредного мальчика,который к нам приходил шкодничать
Мы тоже боремся с детской ложью, правда пока не сильно получается, если что-то нашкодила не признается или признается но позже. Как-то пытаемся рассказать что обманывать хуже чем сразу сказать правду.
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
В книгах пишут, что ложь появляется у деток лет с 5 - не раньше. Интересно, а как на самом деле - правда? ))
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7