Сказкотерапия - это способ объективизации проблемных ситуаций, иными словами, это создание особой сказочной атмосферы, которая делает мечту реальностью, окутывает все вокруг предчувствием чуда, позволяет ребенку вступить в борьбу со своими страхами и выйти из нее победителем, а главное - дает ребенку чувство уверенности и защищенности. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, что способствует формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида арт-терапии, которая помогает детям избавиться от страхов и комплексов. Именно поэтому сказкотерапия является одним из самых эффективных психологических методов в работе с детьми. Преимущества сказкотерапии Терапевтическая сказка отличается от обычной тем, что она составлена специально с учетом особенностей конкретного ребенка. Ее персонажи переживают те же эмоции, борются с теми же страхами, комплексами, что и малыш. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни. Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Терапевтическая сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.
Как работать со сказкой Рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше понравился. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка. Воспроизведение эпизодов сказки. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверей и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть побудет зрителем. Использование сказки как притчи. В этом случае сказка может стать моделью поведения. Закрепление эффекта сказки происходит тогда, когда родители спрашивают детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему. Как создать терапевтическую сказку для вашего малыша: 1. Выбираем героя, близкого ребенку по возрасту, полу, характеру. 2. Описываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Вводим героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок. 4. Далее следует поиск героем (ребенком) путей решения проблемы - сопровождаем комментариями, показом ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. 5. Делаем вывод, привлекая к этому ребенка.
Помните, создавая такие сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка. Творите и фантазируйте вместе с детьми!
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
Adelia, хорошая методика, только для психологов. Вот я, накупила сказок деревянных, а дочка сама свои сценарии пишет. Я ей говорю нельзя с чужими разговаривать, видишь лисичка Колобка скушала, а она мне - можно и улыбается так ехидно. Поэтому здесь надо, чтобы кто-то толковый показал, объяснил
-- Пользователь добавил некоторое время спустя --
Еще, прикол ей нравится прятать всех героев за деревья, кусты, вот может кто-то объяснит, что это значит
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
По сказкотерапии защитила диплом. Хочу обратить внимание, что их 5 видов, и для детей до 7 лет более важны психокоррекционные- по коррекции боязни темноты, мокрых штанишек, темной "страшной" кладовки, боязни насекомых, собак, мышей, чужих дядь и теть, уколов и др. А также дидактические- когда малышам можно в игровой форме рассказать про времена года, числа, буквы, слоги и многое другое. После сказки, можно вместе нарисовать персонажей, чтобы они лучше запомнились. Если интересно- могу привести пример сказок. А еще важно сказку начинать ни с того, ни сего, например "мне знакомая тетя рассказала историю..." или "Я видела по телевизору такую историю...". И сразу сказку психокор. не обсуждать, дать ее "переварить" самому ребенку. Когда я рассказала своим детям сказку про "боюсек", которые живут в темноте, всего боятся и мечтают поиграть детскими игрушками, между собой потом это обсуждали и смеялись.
lyolyca, как здорово! Будем очень рады, если порадуешь нас своими материалами!!!
_______________________________ В жизни нужно выполнить всего три задачи: научиться самому быть счастливым, родить детей и обучить их искусству быть счастливыми. Если сегодня - как вчера, зачем завтра? На правах рекламы: Консультации психолога
lyolyca, да, если можно кинь самое главное, так чтобы мамы поняли
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
Правила изложения сказки: 1. «Зона безопасности» - вымышленные события, герои, объекты - ребенок не чувствует себя виноватым, нет страха, стыда. 2. Сказку нужно рассказывать «случайно» - на перемене или после консультации, когда она открыта сознательно и бессознательно, ее защита ослабевает. 3. Основание для сказки - «у моей знакомой», «сегодня я видела», «я читала такую сказку» - тогда ребенок будет слушать внимательно. 4. Сказку не нужно анализировать или обсуждать сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в вымышленный мир. 5. Не надо перегружать ребенка сказками и историями, чтобы она не потеряла к ним чувствительность. Для малышей хорошо рассказывать сказки про животных, для младших школьников-люди и животные, для подростков- бытовые ситуации, истории о браке, быте, притчи. Главный принцип в "Колобке"- послушание, зависимость от родителей. Когда родители рядом с ребенком ничего не случается, но если он слишком самостоятелен и делает, что вздумается, его могут «съесть». Сказка для детей, которые боятся темных помещений Сказка про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовокЖила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, — тихонько сказала она, — ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять...» «Ну, ладно, принесу сама», — ответила мама.Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.«Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка — такая милая», — сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, — ...а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, — часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, — сказала ванная комната, — а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!» «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната.«А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее меда», — подтвердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. «Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали.Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем.«Настя, ты что там делаешь? Беги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную.Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, -закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да».
lyolyca, спасибо, а какие сказки Вы еще рекомендуете детям 2-3 лет?
_______________________________ Пока вы озабочены тем, что скажут о вас другие люди, вы находитесь в их власти. Нейл Доналд Уэлш Великий дух всегда сталкивается с жестоким сопротивлением посредственных умов. Альберт Эйнштейн
А если ребенок тяжело засыпает и морочит голову, что ему нужно попить, позвонить дедушке, сходить в туалет и так около часа, можно рассказать медитативную сказку, в которой нет героев и она рассказывается медленно, почти шепотом. И с тем условием, что ребенок не задает вопросов и не участвует в рассказе. Для этого он кладет головку на подушку, крепко закрывает глазки и представляет, как подушка превращается в белое, воздушное облачко и поднимается вверх. Здесь идет очень много художественных описаний про небо, которое красиво меняет цвет, про рыбок в озере, которые спешат домой к своим деткам и на песочном дне засыпают, про птичек и других животных, насекомых и всех, кто придет в голову. И все это порядка 10-15 минут с переходом на взрослых, которые тоже ложатся спать и видят волшебные сны и на маму (или папу), которые сейчас пойдут в свою кровать, а завтра поделятся своим волшебным сном. И если в первый раз это не принесет желаемого результата, то ребенок на следующую ночь будет ждать новой сказки.
А если ребенок тяжело засыпает и морочит голову, что ему нужно попить, позвонить дедушке, сходить в туалет и так около часа, можно рассказать медитативную сказку,.
Здорово!! И это работает! у нас такие сказки с поглаживанием животика получались и получаются именно в тяжелые моменты. когда уснуть не может даже если устал безбожно.. за 3 минуты вырубается. и даже если не устал, а прыгает , прошу "приляг на минутку секрет скажу" и говорю -говорю , не давая ему увлечь меня на другой разговор (активный). Но у нас есть "ключик". Он будет лежать потому что любит когда мама животик гладит..
_______________________________ Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)
Настя, прежде всего мы должны уточнить какие именно животные пугают вашего малыша. Это могут быть пауки, мыши, собаки. Для этого нужно провести игру-рисовалку. Пусть попытается нарисовать это животное. Одна сказкотерапия не поможет. Помните в "Чиполлино" есть паук "Семь с половиной"-ему отдавили пол ножки и теперь осталось их 7,5. Такой паучок вызывает жалость, в результате страх уходит. В комплексе нужно нарисовать паучка, затем, на следующий день поиграть в двух друзей паучков или маму-сынишку (семья паучков). Потом мы покупаем маленькую игрушку-паучка или делаем его. Будет здорово, если сделать его и пришить на перчатку, чтобы можно было им играть, надевая на руку. А в первой половине дня каждый день вместе придумывать сказку- про паучка, который первый раз идет в садик. Или про друзей паучков в лагере.
Конечно! А если обратиться к этнопедагогике, то сказки вообще-то изначально составлялись для взрослых. Для взрослых поднимаются такие темы как развод, зависимость от родителей, мужа, свекрови, плохой начальник, нервная работа и много чего другого. Интересно....
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9