Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».
Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.
Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.
Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь… Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он – зверушка.
Нет смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту – просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг – прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.
Проблема: давление и гиперопека
Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.
Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом - ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.
Проблема: чувство вины
Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга, или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).
Проблема: нехватка впечатлений
Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. – это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.
Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу… Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь, можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь в не меньшей степени рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок… А назавтра снова детский сад… И единственное место, где не так скучно, - мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье, ему явно мало.
Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество «событий» значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но». Например, эти сады более чем платные, может стать сложностью для неработающих мам, и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).
Проблема: нехватка общения
Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя - мама из мультфильма «Варежка» - добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.
Тут рекомендация может быть только одна – больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.
Проблема: вытеснение
Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься – не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые и легко решаемые проблемы, например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).
«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»
Самый плохой вариант – если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга, ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?
Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное – ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь стоять ты.
Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.
Вообще, надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.
Источник: http://mamka.ru/
А у Вашего ребенка есть выдуманные друзья,зверюшки?
У моей доци (5 лет) недавно появились новые друзья - персонажи из м/ф "Фиксики", думаю, что таким образом она говорит о нехватке общения. Ева моя очень энергичная и общительная. Задумаюсь над этим и внесу коррективы в жизненный уклад семьи. Спасибо за полезную информацию!
У меня Маруся воображает что она котенок, а папа тигр и они играют в прятки или догонялки. Или она кошечка и ласкается. Целуемся и обнимаемся, говорим ласковые слова регулярно. Я вот только задумалась..... так ведь она кошка не только дома, а и у бабушки.
Сын у меня тоже иногда воображает, что он котенок (сейчас уже кот), тоже обнимаемся, глажу его. Воображаемых друзей нет, но иногда воодушевляет игрушки и говорит за них.
Вы так говорите, будто дети наши заперты в четырех стенах. Моя доця и в садик ходит, и на хореографию, и с подружкой регулярно в гости ходит, с братьями-сестрами видится постоянно, гуляем много, сами с ней общаемся постоянно, но "Карлсоны" все равно присутствуют.
У моего ребенка (3,6лет) год назад появилась воображаемая подружка. Подружку зовут Рэра и она учится в школе. Сначала я думала, что это реальная девочка из садика и зовут ее Лера или Вера ( ребенок плохо выговаривает буквы), но моя Полина сказала" "Нет, ее зовут Рэра, она взрослая и ходит в школу, я часто с ней играю. Она ко мне скоро прийдет в гости и принесет куклу." Эти рассказы о Рэре возникают спонтанно. Вот недавно я взяла вечером книгу чтобы почитать Полине перед сном, она отказалась- это книгу она уже читала с Рэрой, она неинтересная. Или на днях зашли мы в магазин и она просто заставила меня купить себе 101-ю кофточку, потому что точно такая у Рэры. . О"подружке" мы можем не вспоминать месяцами, а потом говорим почти каждый день. Все рассказы очень приближены к реальности и от этого мне как-то даже жутко становится. Иногда я не могу понять где реальность, а где ее воображение...
У моего ребенка (3,6лет) год назад появилась воображаемая подружка. Подружку зовут Рэра и она учится в школе. Сначала я думала, что это реальная девочка из садика и зовут ее Лера или Вера ( ребенок плохо выговаривает буквы), но моя Полина сказала" "Нет, ее зовут Рэра, она взрослая и ходит в школу, я часто с ней играю. Она ко мне скоро прийдет в гости и принесет куклу." Эти рассказы о Рэре возникают спонтанно. Вот недавно я взяла вечером книгу чтобы почитать Полине перед сном, она отказалась- это книгу она уже читала с Рэрой, она неинтересная. Или на днях зашли мы в магазин и она просто заставила меня купить себе 101-ю кофточку, потому что точно такая у Рэры. . О"подружке" мы можем не вспоминать месяцами, а потом говорим почти каждый день. Все рассказы очень приближены к реальности и от этого мне как-то даже жутко становится. Иногда я не могу понять где реальность, а где ее воображение...
Сходите к специалисту, к психологу, сложно предположить, что это может быть. У нас в городе есть хорошие практикующие психологи которые смогут помочь вам.
Helena40,кажется мне,что как то серьезно и рано у вас в 3,6 "воображаемый друг" появился
Когда "подружка" появилась у меня была мысль: " А вдруг ребенок кого-то или что-то видит. Ну души умерших или еще что-то потусторонее. Ведь говорят же, что дети до 3 лет видят невидимое...." Иногда эта мысль у меня и сейчас возникает.... но все таки, я думаю, это фантазии. А вот откуда эти фантазии берутся, непонятно....Наверно, консультация психолога нам не помешает....
Helena40, если не секрет, в чем оказалась проблема и какой нашли выход? я думала, только у нас такой друг есть. но моему тоже весьма активному мальчишке явно не хватает общения. и к сожалению, изменить уклад и место жительства я пока не могу. потому "общаемся" с другом по телефону. отношусь с пониманием и рассказываю, что взрослым иногда тоже хочется как бы с самим собой поговорить. просто чтобы что то произнести. но не все окружающие это понимают и приветствуют ... В кач-ве компенсации предоставляю свое общение и чтение
_______________________________ Мова величезне значення має, так формується державність. А коли мовою нехтують, то потім приходять визволяти (с)
Скажу со своего опыта- и это пройдет. Мне кажется что у многих детей есть такой друг до определенного времени, а потом детский сад, школа, если активные родители и бабушки и дедушки, то все проходит.
В лагере, где я работала, тоже была девочка восьми лет с воображаемым другом. И она так его и называла - воображаемый друг. Уж не знаю, может после работы с психологом, но, девочка умная и с нестандартной фантазией. Хорошо, что родители отнеслись к этому с пониманием и не ломают ребёнка.
У моей дочки с трёх лет есть воображаемый друг с простым именем.... Грэйси Грэйси у нас барышня вредная и капризная и дочка внимательно следит за тем, чтоб Грэйси не шкодила Появляется редко-чем ровнее и добрее у нас отношения, тем реже Грэйси бывает в гостях
У Сесилии Ахерн есть книга о воображаемом друге, "Посмотри на меня", кажется. Прочитала на одном дыхании... Но в жизни такого не встречала. У моих небыло таких друзей
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0