В вузе воспитать достаточно сложно - приходит человек с уже более-менее сложившимся характером и мировоззрением, тем более, все это осложнено юношеским максимализмом и прочими приколами вроде "да я студент университета!". Лично я "воспитываю" (если можно так сказать) личным примером (в первую очередь, отношением к работе), а еще - кнутом и пряником. Хотя... Иногда студенты попадаются старше меня - как их воспитывать? И нужно ли?
_______________________________ Не пей вина, Гертруда, Пьянство не красит дам!
В школе тоже проблема. Как воспитать 30 учеников? По идеи должны составляться программы для воспитания класса, но к сожалению это делается редко. Вообще воспитывать должны родители.
ВОТ! Знаете классная руководительница одна рассказывала, когда мы детей на спектакль водили (они же, простите, невменяемые в общественных местах без родителей), что когда ей делают замечание типа "успокойте своих детей", или "почему ваши дети себя так ведут?" - она отвечает "МОИ дети ведут себя хорошо, а это ВАШИ дети"
_______________________________ Біда України в тім, що нею керують ті, кому вона не потрібна (М. Грушевський)
Вспомнилось: у меня в детстве была соседка, на пару лет старше. После школы она пошла учиться в педучилище, потом в универ. Тогда у нас с ней был разговор, я сказала, что не могла бы работать учителем, потому что хорошо отношусь к детям, но не люблю чужих, только родных - братьев, сестер, племянников. Она ответила, что обожает всех детей. Прошло несколько лет, стала она работать учительницей. Я вспомнила тот разговор, на что моя знакомая ответила: "Любить должны родители!" И в тот момент я поняла, что заповеди Корчака и прошлые разговоры - пустой звук....
Так и здесь. Воспитывать, безусловно, должны родители. Но в чем функция учителя? Только дать знания по своему предмету? Тогда к чему восторженные стихи про сердце, отданное детям?
Мои ребята - возрастом он 17 и до 45. Понятное дело, взрослых заочников воспитывать ни к чему, да и некогда, тут бы побольше информации успеть дать по предмету. А вот с "дневниками" я общаюсь очень плотно. Несколько раз в месяц я рассказываю, какие культурные мероприятия происходят в городе - и пусть понемногу, но студенты начинают ходить в театры и музеи! Мы обсуждаем книги, и это не с филологическими девочками, а с мальчиками-технарями :) Стараюсь спросить каждого, чтобы все были готовы к ответу на вопрос: "Что Вы сейчас читаете?" В знаменательные дни обязательно хоть 5 минут поговорим о том, что произошло в этот день и к чему привело событие и т.д. Я не претендую на звание супер-преподавателя, но у меня чудесные отношения со студентами. Они не сердятся, даже если заставляю в 5 раз исправить курсовой, потому что я объясняю, для чего делаю замечания и по форме, и по содержанию. Примерно так я для себя представляю воспитательную работу в вузе.
Леди Винтер,ваши слова я поняла так - если я люблю детей (обожаю, благотворю), то я их воспитываю, если не люблю - то не воспитываю. С детьми можно ездить в кино, ходить в походы и т.д., но это не значит что вы их воспитаете порядочными. Конечно же доля воспитания здесь присутствует, но.... Один человек (даже с ОГРОМНОЙ любовью) не может воспитать 30 порядочных, хороших людей. Воспитывать должны родители, а учителя должны знакомить с разными жизненными ситуациями, показывать/рассказывать.....Давайте вспомним, что любовь и воспитание - это разные вещи. И сколько примеров, где в семьях присутствовала любовь, а выростало полное г... (извините )
Так и здесь. Воспитывать, безусловно, должны родители. Но в чем функция учителя? Только дать знания по своему предмету? Тогда к чему восторженные стихи про сердце, отданное детям?
Простите, но школьный учитель и университетский преподаватель - все-таки немного разные вещи. Учитель принимает непосредственное участие в жизни ребенка в определенный период его роста, взросления и становления. Естественно, он дает ему знания, но при этом и вовлекает в ситуации, в которых происходит социализация ребенка. Университетский преподаватель - готовит непосредственно к профессии, т.е. передает ряд знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать хирургом, ядерным физиком, переводчиком - короче, кем угодно. При этом здесь уже ценится не столько "сердце. отданное детям", а вот та самая "фахова компетенція", которая обеспечит его студенту успешное вхождение в профессию. Я встречала отличных преподавателей, но так себе людей - и я им благодарна за знания, которые они мне дали. Я сама - не червонец, чтобы всем нравиться, иногда могу быть резкой, могу "раздолбать", но не от желания унизить, а чтобы наглядно продемонстрировать, что так работать нельзя. Вот правда - не в обиду Вам, но ни разу я пока не встречала университетского преподавателя, который вел бы разговоры со студентами по душам потому, что он такой весь из себя Сухомлинский. а не потому, что ему лень работать и лекцию читать, ну, или потому, что назрела потребность в лирическом отступлении и небольшой передышке.
Кстати, а вы давно в вузе работаете? А то слишком уж все смахивает на огорчения неофита-энтузиаста (сама такой была).
_______________________________ Не пей вина, Гертруда, Пьянство не красит дам!
Леди Винтер,ваши слова я поняла так - если я люблю детей (обожаю, благотворю), то я их воспитываю, если не люблю - то не воспитываю.
Классики педагогики (тот же Корчак, Ушинский, Сухомлинский...) много писали о любви к детям и воспитании именно с любовью.
Цитата:
Давайте вспомним, что любовь и воспитание - это разные вещи. И сколько примеров, где в семьях присутствовала любовь, а выростало полное г... (извините
Если быть последовательными, то стоит вспомнить и тех, кто воспитывался БЕЗ любви, и среди них недостойных людей намного больше.
-- 24 апр 2013 15:55 --
Гертруда писал(а):
Простите, но школьный учитель и университетский преподаватель - все-таки немного разные вещи.
Совершенно верно! Потому и удивляют слова учителей, а не преподавателей, что детей они воспитывать не должны.
Цитата:
Вот правда - не в обиду Вам, но ни разу я пока не встречала университетского преподавателя, который вел бы разговоры со студентами по душам потому, что он такой весь из себя Сухомлинский. а не потому, что ему лень работать и лекцию читать, ну, или потому, что назрела потребность в лирическом отступлении и небольшой передышке.
Я себя с Сухомлинским не отождествляю, хоть и вспомнила его чуть выше :) Возможно, Вам не повезло Помню, на первом курсе я засиживалась до 9 вечера (при том, что учеба начиналась в 8.30 утра) с преподавателем химии, дамой с огромным багажом знаний, проводившей научную работу по разным направлениям, за безумно интересными разговорами. И не я одна! Каждый год у нее появлялись новые "вечерние слушатели" :)
Цитата:
Кстати, а вы давно в вузе работаете? А то слишком уж все смахивает на огорчения неофита-энтузиаста (сама такой была).
Одна моя очень уважаемая коллега, 8 лет назад вышедшая на пенсию, но продолжающая работать, до сих пор очень переживает относительно уровня знаний по специальности и общей образованности студентов. При педагогическом стаже более 30 лет. Поэтому я бы не стала однозначно говорить о зависимости внимательного отношения к преподаванию от продолжительности работы.
Одна моя очень уважаемая коллега, 8 лет назад вышедшая на пенсию, но продолжающая работать, до сих пор очень переживает относительно уровня знаний по специальности и общей образованности студентов.
А, ну так это нормально, каждое поколение переживает по поводу того, что грядущее поколение кажется глупее. Но Вы так и не ответили на мой вопрос. Жаль...
Цитата:
Совершенно верно! Потому и удивляют слова учителей, а не преподавателей, что детей они воспитывать не должны.
По современным школьным стандартам, когда учитель всем должен как земля колхозу - ученикам, их родителям, завучу, директору, комиссиям из районо, гороно , облоно и прочим эфемерным структурам, фактическая нагрузка учителя составляет не 18-20 часов в неделю, а все 40-50. Плюс ко всему, надо иметь подработки, а то на одну зарплату не сильно разбежишься. Откуда взять время еще и на воспитание? Извините, я хоть и не школьный учитель (но опыт соответствующий имею), но предпочту собственное репетиторское занятие длительной беседе с каким-нибудь бронеподростком, нацеленной на исправление воспитательных косяков его родителей.
Вообще, очень хорошо, что Вы эту тему затронули - очень симптоматично и актуально. Мне кажется давно пора избавляться от советского шаблона старенькой морщинистой учительницы с седой "гулькой" на затылке и с потрепанным оренбургским пуховым платком на плечах, которая при плохом свете лампы, портя зрение, проверяет тетрадки учеников, и топает в школу хоть в бурю, хоть в мороз. Сегодняшний учитель, равно как и вузовский преподаватель, поставлен в такие рамки, что его деятельность можно назвать скорее "оказанием образовательных услуг". Учитель обязан воспитывать только своих детей, других он обязан учить ("учительница была нужна не для любви" - как у Гришковца). Но при этом учитель не должен кричать на детей, унижать их достоинство, их взаимодействие должно проходить в атмосфере взаимоуважения и на паритетных началах. С какой радости учитель должен брать на себя ответственность за воспитательные косяки родителей (многих из которых самих нужно воспитывать)? А если даже ему и захочется повоспитывать, то, имея такие бешеные нагрузки и такую бешеную бюрократию, учитель будет вынужден заниматься воспитанием в свое ЛИЧНОЕ время. Т.е., во имя какого-то оболтуса лишать внимания своих детей, свою семью, себя, наконец. Ну и, конечно, в ущерб собственной побочной преподавательской деятельности. А учителю тоже хочется в Турцию и Египет, а не в Кирилловку, в Европу, а не к село огород копать и так далее. Поэтому, ИМХО, пока учительская зарплата не будет сопоставима с уровнем квалификации (так как учитель, в отличие от токаря, свою квалификацию вынужден повышать постоянно - всю жизнь), никакой речи об обязательном воспитании быть не может. Этот аспект остается на усмотрение самого учителя.
_______________________________ Не пей вина, Гертруда, Пьянство не красит дам!
Леди Винтер,я не возражаю, что любовь и уважение к детям должно присутствовать, но....учитель (в понимании 80% народа) - это многофункциональное устройство, которое должно (ну просто обязано) быть нянькой, воспитателем, психологом, педагогом........чтобы учить, воспитывать, вытирать носы.......Извините, а в чем тогда обязанность родителей? Некоторые не в состоянии провести со своим любимым чадом несколько часов общаясь или делая уроки, а вот учитель ОБЯЗАН проводить время со всеми 30 детками и не дай бог с них не вырастит президент (утрирую конечно же). Конечно же учителя занимаются воспитанием (гласно или не гласно), да и проведенные 11 лет в школе дают свой отпечаток на характере, но все же я считаю, что воспитывать должны (просто обязаны) родители, а учитель должен дать знания, практические навыки. Учителя как МФУ воспринимаю только в начальной школе, а вот старшие классы уж извините.
а я би не хотіла, щоб моїх дітей виховувала стороння людина. принципово. Навіть зараз буває, гуляємо з сином і якась тітка починає вчити мене і його, як і що робити, а на моє обурення, відповідає, що вона педагог психолог і ваще. Так от я якось розберусь сама із виховними методами, те саме стосується і шкільних учителів. нє, розказати, як поводитись в публічних місцях, зробити зауваження, якісь елементарні правила — я не проти. Але втокмачувати у голови свою філософію і погляди на життя (як у мого чоловіка був досвід: перед початком уроку вчителька змушувала всіх молитись, і теж вважала це вихованням) — "давай, до свидания!" можна говорити по-людські, можна обговорювати події. спілкуватись більш неформально, це все можна! Але у межах уроку вчитель має дати матеріал, навчити дітей мислити, здобувати інформацію, навчити вчитися! А розказувати, як треба жити, і шо таке добре і погано — це на совісті батьків. Тим більше у старшій школі. У молодшій хоч є вихователь.
у ширшому сенсі — ми всі одне в одного вчимося і одне одного виховуємо. незалежно від посад, життєвої мудрості і досвіду.
Девочки,я тут о земном спрошу... Зарплату только шевченковским учителям не дали? Или всему городу? Обещали "покращання" в пятницу,но ничего на карточке еще нет.
_______________________________ ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА-об оплате и раздачах сообщать по телефону.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3