Таїнство — в Христовій Церкві священнодія, через яку невидимо діє на людину благодать Святого Духа, а також духовні наслідки (плоди) цієї дії для людини. Католицька Церква і Православна визнають сім святих таїнств:
хрещення - духовне народження; миропомазання (конфірмація) - людина отримує дари Святого Духа для життя духовного; євхаристія - християнин під виглядом хліба і вина вкушає Істинні Тіло і Кров Господа нашого Ісуса Христа, таким чином, єднаючись з ним; сповідь (покаяння) - примирення з Богом та відновлення благодаті Хрещення; вінчання (шлюб) - надається благословення Господнє на подружнє життя, народження та виховання дітей; рукопокладення (священство) - обраний від народу через покладання рук єпископа отримує благодать звершувати Таїнства та богослужіння; єлеопомазання (оливопомазання) - по молитвам Церкви людина отримує зцілення від хвороб духовних і тілесних.
Таинство Крещения На вопросы читателей отвечает протоиерей Свято-Покровского Собора Игорь Рябко.
— Что собой представляет таинство Крещения?
— В таинстве Крещения человек соединяется со Христом. Он становится членом Церкви Христовой, через это соединяется с Вселенским Христовым телом, которым является Церковь. И уже через Церковь получает благодатную помощь для спасения своей души. Происходит преображение человека, исцеление и соединение с Богом. Крещение — это первый шаг. Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а человека, который крестился, с черенком, который привит к этой виноградной лозе. Как на практике происходит прививка? Новая ветка срезается и прикручивается к надрезу на том дереве. Но ведь этого мало. Настоящая жизнь привитой лозы начнется только тогда, когда соки дерева начнут циркулировать и по привитому черенку. Так же и в крещении. Просто покреститься и поставить на этом точку — это всё равно, что поступить в институт и не учиться. Это еще не дает человеку гарантии спасения. Самое главное начинается после крещения. В крещении только семя вечной жизни вкладывается в душу крещаемого. Точно так же, как и в агрономии для того, чтобы получить урожай, недостаточно просто посадить семена в землю. Нужно поливать, удобрять, бороться с вредителями и болезнями, и только после такого долгого и изнурительного труда есть надежда получить плод. Так и в крещении. Новокрещаемый становиться членом Церкви. Еще одна свеча горящей души зажигается перед Богом. И у нее есть только два варианта существования — она будет или светить своим светом, освещая окружающий мрак, или коптить смрадом своих грехов. Самое главное, что я хотел бы подчеркнуть. Это когда крещение происходит формально. Люди приходят крестить просто так, по традиции, как все, чтобы ребенок не болел, или, не дай Бог, чтобы к бабке повести, потому что они некрещеных не берут. Это ложные призывы. Как не погубить то спасительное семя, которое дается в крещении каждой человеческой душе? Это семя нужно ежедневно питать духовной пищей. Нужно придерживаться следующей практики: стараться по мере сил со вниманием и благоговением читать утренние и вечерние молитвы; с определенной периодичностью прибегать к церковным таинствам Исповеди и Причастия; взять себе за правило ежедневно читать несколько глав из Нового Завета и несколько страниц из той духовной литературы, которая благотворно влияет на душу; быть внимательным к внушениям своей совести; не упускать контроля над своими мыслями, чувствами, словами, при обнаружении действия каких — то пагубных страстей и привычек, сразу же испрашивать у Бога за них прощение, отсекать их и бороться с ними; если позволяет состояние здоровья, соблюдать тот цикл богослужебной жизни, которым живёт Церковь — держать пост в среду и пятницу в течение года, а также в другие установленные дни; не пропускать воскресные и праздничные службы; по мере сил сознательно изучать богословие Православия — понимания Символа веры, молитв, богослужения и других аспектов церковной практики.
— Как правильно выбрать крестных родителей?
— Если крестятся дети, то очень важно понять, что Крещение производится при условии, что это будут люди, которые выступят гарантом христианского воспитания ребенка. Они должны понимать ту ответственность, которую они несут перед Богом за душу своего крестника или крестницы. Их задача, прежде всего, молиться о ребенке и приложить все усилия, чтобы воспитать его достойным своего христианского звания. Часто берут крестных, потому что они друзья, хорошие знакомые. Не по этим критериям нужно выбирать крестных. Крестные папа и мама должны знать, что они перед Богом берут на себя страшную ответственность за Христианское воспитание своего крестника. При этом подразумевается, что они сами являются людьми воцерковлёнными, способными дать духовное воспитание своим детям. Крестные папы и мамы, подходите к своим обязанностям крестных родителей со всей ответственностью и пониманием того долга, за который в свое время вам придется отвечать на Страшном Суде!!!
— Кто не может быть крестными родителями? Есть какие-то ограничения?
— Крестными не могут быть родные родители, родственники, муж и жена, потому что это духовное родство. По традиции русской Православной Церкви у ребенка должно быть двое крестных: папа и мама. Но в целом допускается, чтобы у девочки была одна крестная мама, а у мальчика — один крестный папа. — В каком возрасте лучше крестить ребенка? — Согласно традиции, крестят на 8-й и 40-й день после родов. Но возраст значения не имеет. Важно проводить два разграничения. Это когда крестят ребенка и взрослого. Ребенок принимает таинство неосознанно, по вере своих восприемников, которые и берут на себя ответственность. Когда человек крестится в зрелом возрасте, то он сознательно принимает на себя ответственность быть христианином. Взрослый, перед тем как креститься, должен обдумать всю свою жизнь и, по возможности, покаяться перед Богом. Для этого нужно поговорить со священником, назвать свои грехи, принести покаяние. А уже купель, где он будет креститься, будет той разрешительной молитвой, прощением грехов, в которых он исповедуется. Должны быть вера в Бога и намерение жить в согласии с традициями православной церкви, в которой он крестится. Здесь важно объяснить, почему мы крестим детей, в отличие от протестантов, которые отказываются это делать. В православии понимание греха онтологическое. Мы понимаем грех как болезнь. Болезнь, которая присуща всему человечеству, идущему от Адама. Болезнь, которую нужно лечить. К примеру, возьмем болезнь ребенка. Если малыш болеет, то мама дает ему какие-то лекарства. Представьте себе родительницу, которая скажет своему дитю: «Понимаешь, ты еще не можешь осознанно принять лекарства. Ты еще не можешь во всей полноте приобщиться к этому препарату, поскольку ты не знаешь схему, механизм его действия. Поэтому я пока тебе его не дам. Ты вырастешь, получишь какое-то элементарное медицинское образование, будешь знать действие лекарства, и тогда сможешь его осознанно принимать, а пока болей сам по себе». Другая мама даст своему ребенку лекарство. На этой притче показывают отношение православия и протестантизма к таинству Крещения. Мы считаем: даже несмотря на то, что ребенок еще не может осознанно, осмысленно принять веру, тем не менее Бог через благодать, которая дается, прежде всего, в Причастии, в церковной молитве, может приобщить к святости и уже в этом возрасте может начать лечить ту наследственность, испорченность, которая присуща всему роду человеческому, которая называется грехом. И более того, чем раньше начнется вот это благотворное воздействие благодати Божией, которая идет через церковь, тем больше надежд на исцеление в будущем. Тем не менее, это не снимает обязанностей ребенка, когда он уже будет в зрелом возрасте, осознанно, осмысленно изучать свою веру, Священное Писание, традиции жизни духовной.
— А взрослому человеку нужны крестные родители?
— Нет. Как я уже говорил, детям нужны крестные с той целью, что они берут ответственность за ребенка, крещение немного напоминает воинскую присягу. Здесь первое действие человека — он отрекается от всего зла, которое есть в мире, даже объявляет войну. Священник спрашивает: «Отрицаешься ли ты от Сатаны, от служения ему?» Крещаемый отвечает: «Отрицаюсь». И даже символически плюет и дует. Потом священник спрашивает: «Сочетаешься ли со Христом?» Просвещенные люди отвечают: «Сочетаюсь». И этим как бы дают клятвенное обязательство, берут ответственность за соблюдение Христовых заповедей. Ребенок это сделать не может. Это вместо него делают крестные папа и мама. И вот этим они берут на себя очень серьезную, страшную ответственность за духовное воспитание ребенка. Поскольку взрослый может это делать лично, осознанно, то крестные родители ему не нужны. Хотя в истории были случаи, когда равноапостольная княгиня Ольга крестилась и у нее были крестные родители. Но здесь больше акцент идет на духовное наставничество.
— Взрослый человек должен готовиться к таинству Крещения (поститься, покаяться)?
— С моей точки зрения, если взрослый человек крестится, то хорошо было бы подготовиться к этому. Вообще в Православной Церкви раньше подготовка к Крещению длилась от 40 дней до 3-х лет. В IV веке на Пасху крестилось много взрослых людей. Великий пост был периодом подготовки оглашенных (людей, которые готовятся к Крещению). С этой подготовки родилась сама традиция Великого поста. Тогда вместе с оглашенными постилась и община, в которой они находились, вся церковь. В течение 40 дней они готовились, постились, молились, изучали основы веры. А потом на Пасху происходило Крещение. Судя по исторической традиции, можно говорить о том, что было бы неплохо и сейчас, по мере сил, взрослым готовиться к этому таинству постом, молитвой и покаянием.
— Одна наша читательница спрашивает, можно ли перекреститься, т.к. она узнала, что ее крестные родители — большие грешники.
— Крещение дается только один раз. Ущербным оно не станет, если, например, крестные родители стали иноверцами или ведут недостойную христианина жизнь. Каждого Бог будет судить по его грехам. Недостойность крестных родителей не может в чем-то ущемить само таинство Крещения, которое дается от Бога. Перекрещиваться не надо ни в коем случае, поскольку это будет недоверие таинству и Богу. Я бы предложил этой читательнице горячо молиться за своих крестных маму и папу, потому что они связаны духовным родством. А детям нужно молиться о родных родителях, если те находятся в беде.
— Существуют какие-то требования к крестику? Каким он должен быть?
— Крест — это символ распятия Христа, это жертвенник, на котором Господь принес себе в жертву за грехи мира. Есть разные традиции изображения креста. Их очень много. Но в целом они все церковью приемлются. Поэтому разницы, какой крест, нет. Есть восточная и западная традиции изображения распятия. У православных Христос изображается живым на Христе, как бы объемлющим мир, простирающим руки. А в западной традиции больше принято изображать Христа умершим на кресте. В восточной традиции ноги Христа изображаются раздельно, а в западной — друг на друге. Особого значения это не имеет. Главное — чтобы человек благовейно относился к Крестному знамени, понимал, что это тоже символ, святыня, к которым нужно относиться с должным почитанием.
— Как быть людям, у которых нет денег заплатить за таинство Крещения?
— Что касается стоимости крещения. Все то, что человек жертвует — это не стоимость за услугу — это жертва. Жертва добровольная, жертва, которую человек может внести по силе своих материальных возможностей. В случае, если человек не может внести жертву в храм, в этом нет препятствий для того, чтобы крестить или совершить любое таинство, любое священнодействие. Нужно просто подойти к священнику, объяснить ситуацию. Я уже много лет служу в храме. У нас не было ни одного случая, когда кто-то бы отказал человеку, который не имеет возможности заплатить.
Записала Светлана Твердохлеб
Відповідав мій викладач з універу, неймовірно розумна і хороша людина.
Я крестилась осознанно, в 20 лет. Это было для меня действительно таинство. Возможно потому, что какие-то непонятные события, даже мистические, постоянно не давали это сделать на протяжении 2-х лет до этого. Т.е., я планировала это событие, готовилась к нему несколько раз, и потом все срывалось. И только когда совершенно спонтанно в выходной день мы с смамой поехали по магазинам и неожиданно решили зайти в церковь, меня наконец покрестили. Это было для меня очень важно и значимо и я первый раз попала в церковь. В этот день вообще не крестили, но поп сделал для меня исключение. Я купила самый обычный крестик на веревочке (а дома у меня был золотой для этой цели, но я им так и не воспользовалась), в церкви никого кроме нас не было. Молодой поп мне очень понравился, показался мне мудрым и действительно просвященным. Он не просто совершил обряд, он мне много всего рассказывал и уделил много времени и внимания,некоторые его слова я запомнила на всю жизнь. Это был единственный раз, когда я получила положительные эмоции от похода в церковь. Еще я была крестной, меня просто ужаснул этот процесс. Это было не таинство, а какой-то конвейер, очередь, орущие дети, толпа людей и т.д. Один раз я была на исповеди. Это было полное разочарование, я искала успокоения, какого-то совета или облегчения в волновавшей меня тогда ситуации. А оказалось, что я говорю с равнодушным попом, которому все по фиг, ему скучно и неинтересно, он слушает меня рассеянно, смотрит по сторонам, торопит, ждет, чтобы все побыстрей закончилось, еще от него очень плохо пахло. Поэтому свою исповедь я максимально сократила и урезала и постаралась поскорей от туда уйти.
_______________________________ «Ты веришь в родство душ? Я – да. Мне нравится идея, что в этом мире может быть кто-то, кто захочет остаться с тобой навсегда»..
ЯВА, довго і нудно наважуюсь на сповідь. Після вашого відгуку знову не хочеться йти.
Лучше все таки сходить, может у вас все будет по другому. Я к этому событию готовилась: читала как себя вести, ограничивала себя в развлечениях и еде перед этим, а перед исповедью прошла причастие.
_______________________________ «Ты веришь в родство душ? Я – да. Мне нравится идея, что в этом мире может быть кто-то, кто захочет остаться с тобой навсегда»..
Я могу конечно ошибаться, это давненько было. Но мне кажется, что сначала было причастие, а потом исповедь. Это в церкви на Анголенко было, хотя 100% не утверждаю, но почему-то мне запомнилась такая очередность.
_______________________________ «Ты веришь в родство душ? Я – да. Мне нравится идея, что в этом мире может быть кто-то, кто захочет остаться с тобой навсегда»..
ЯВА, наверное просто забылось. Перед причастием обязательна исповедь. Причаститься,не исповедуясь перед этим,нельзя. А вот исповедоваться можно и без последующего причастия. На литургии не получиться так исповедаться,как ты хотела.Потому,что есть и временные рамки литургии в обычной церкви. Разговор со священником во время исповеди происходит в монастырях.Там исповедь одного человека может длиться очень долго.
ЯВА, наверное просто забылось. Перед причастием обязательна исповедь.
Возможно, а может я натупила и по не знанию сделала все наоборот
_______________________________ «Ты веришь в родство душ? Я – да. Мне нравится идея, что в этом мире может быть кто-то, кто захочет остаться с тобой навсегда»..
ЯВА,действительно перед причастием обязательно исповедоваться. Не переживайте,что вам на первую исповедь попался как бы это сказать, не тот священник. Главное,что он рукоположен. И лучше все-таки по максимуму исповедоваться - лучше для Вас. Я перед исповедью пишу все на листочке. И каждый раз очень волнуюсь. Nochenyka,насколько мне известно перед исповедью нужно поститься, хотя вообще-то лучше задайте этот вопрос священнику если он разрешит вам не поститься значит берет это на себя. Кстати, перед каким-то постом летним на исповедь и Причастие можно идти не постясь. Правда, все эти вопросы опять же нужно решать-спрашивать у священника или у духовника. Считается, если человек живет как истинный христианин и соблюдает постные дни, постится как положено он может к Причастию и исповеди идти не постясь 3 дня. Я не считаю себя великим знатоком, просто пытаюсь стать воцерковленным человеком, но очень часто трудно именно соблюсти себя во всем перед исповедью и Причастием.
_______________________________ Возьми себя в руки, дочь самурая...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1