Покупка детских книг - дело непростое. Казалось бы, магазины буквально ломятся от книг, можно подобрать на любой вкус и кошелек. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Подороже или подешевле? Потолще или потоньше? С реалистическими картинками или с «мультяшными»?
От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации. Да и подумайте сами, сможет ли малыш научиться любить книгу, подружиться ней если в руки тебе будут попадаться лишь безвкусные аляповатые издания, или книжонки, напечатанные слепеньким шрифтом на сероватой бумаге? Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей. Итак, отправляемся за покупками. Переплет
Обязательно обратите внимание на переплет: ведь ему предстоит выдержать немалые испытания. Желательно покупать книги в твердых обложках с прочным корешком. Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: из клееных книг очень быстро начинают вываливаться листы. Для самых маленьких хорошо подходят книги в плотных картонных переплетах, с картонными же страницами, таким не страшны никакие опасности: прочные страницы не под силу разорвать даже самым темпераментным читателям. Если вы купили малышу тоненькую книжку в бумажном переплете, сразу же приобретите в отделе канцтоваров пластиковую папку с кармашками-файлами. Аккуратно разберите книгу на отдельные страницы и вставьте их в файлы. Для большей надежности можно сверху залепить файлы широким скотчем, чтобы странички не вывалились. Теперь ваша книга может служить практически вечно.
Формат
Книги для малышей должны быть достаточно большого формата, желательно, не меньше, чем А4, иначе иллюстрации, да и шрифт окажутся слишком мелкими. Но гигантские книжки размером с ватманский лист, которые иногда встречаются в магазинах, хоть и выглядят шикарно, для маленьких детей не годятся: кроха просто не сможет охватить взглядом все, что нарисовано на странице.
Бумага
Бумага в детской книге должна быть хорошего качества, плотная, белая или чуть бежеватая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет бликовать и отсвечивать. Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик. Самым маленьким читателям можно покупать книги, напечатанные на картоне: они не только не мнутся и не рвутся, но и выдержат «влажную уборку», если малыш ненароком обольет страницу соком или вздумает при помощи фломастера и акварели «доработать» иллюстрации. Шрифт
Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так и выучиваются незаметно читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.
Объем
Не стоит покупать монументальные издания в руку толщиной и стоящих по две, а то и по три сотни рублей. Во-первых, вручив ребенку столь дорогую книгу, мы придем в ужас, если, спустя неделю он помнет листы, порвет переплет или разрисует обложку, деньги-то немалые. Значит, книга будет стоять высоко на полке, вне досягаемости малыша и выниматься будет только родителями. А это неправильно.
Ребенок должен иметь возможность в любой момент самостоятельно достать книгу, посмотреть картинки, вспомнить, о чем говорится в любимой сказке. Многие дети именно так и выучиваются читать: рассматривают-рассматривают книгу и постепенно начинают узнавать в ней знакомые слова, складывать их в предложения? Ну, а мелкие издержки, конечно, же неизбежны, и нужно быть к ним готовым, хоть и не стоит потакать небрежному отношению малыша с книгой. А с таким тяжеленным «кирпичом»,к тому же и не сможет маленький ребенок самостоятельно справиться. Некоторые родители считают, что несомненным достоинством таких изданий является то, что под одним переплетом собрано сразу очень много сказок ( мол, хоть и дороговато кажется, но зато покупаешь одну книжку вместо пяти и оказывается, что даже выгодно). На самом деле, это не такое уж достоинство Во-первых, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку. Во-вторых, трудно подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст, а значит, непонятно, каким детям она адресована.
Лучше покупайте книги, в которых под одной обложкой лишь одна сказка, если ребеночек еще совсем маленький, для тех, кто постарше, подойдут сборники из трех-четырех, максимум - пяти произведений. Желательно при этом, чтобы они были рассчитаны примерно на один возраст.
Иллюстрации
Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация - главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна на просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.
Прежде всего, откажитесь от компьютерной графики: яркие, на первый взгляд, картинки, на самом деле аляповаты, холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла души создавшего их художника.
Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона. К тому же, богатство оттенков развивает у малыша способность к восприятию цвета.
Не стоит покупать книги, иллюстрированные картинками из мульфильмов, даже самых лучших: в мультипликации отношения между текстом и видеорядом совершенно иные, чем в книге. Детям до пяти лет желательно выбирать книги, где картинки есть на каждой странице, иначе малышу будет неинтересно слушать. Для самых маленьких лучше, чтобы иллюстрация приходилась на каждое предложение или поэтическую строчку.
Плохо, если картинка расположена на развороте: во-первых, малыш не может следить по ней за текстом, а во-вторых, иллюстрация оказывается как бы перерезанной пополам, и ее вообще неудобно рассматривать. Едва ли не главные персонажи детских книг - сказочные звери, и для малыша крайне важно, как именно они изображены. Плохо, если, одетые в детально прорисованные костюмы звери практически ничем, кроме голов и лап, не отличаются от людей: маленьким детям это обычно кажется нелепостью. Человекоподобие сказочных зверей может быть намечена одной-двумя характерными деталями (зонтик, фартук, варежки), но она ни в коем случае не должна вытеснять подлинную «звериную» сущность сказочного медведя или волка.
Избегайте слащавых, «кукольных» картинок. Вопреки распространенному мнению, вовсе не они Гбольше всего нравятся детям. Лучше постарайтесь познакомить их с творчеством крупнейших мастеров книжной графики: сдержанной красотой работ В. Конашевича, изысканной роскошью иллюстраций Бориса Диодорова, талантливыми стилизациями под русский лубок В. Билибина и Ю. Васнецова, веселыми, озорными и дружелюбными картинками Ю. Чижикова. Вообще, иллюстрации в детской книге вовсе не обязательно должны быть реалистичными, но слишком смелые авангардистские эксперименты обычно тоже не нравятся детям.
Проследите, какое выражение лица у персонажей выбранной вами книги: если даже положительные герои выглядят злыми, неприятными, лучше поставьте книгу на место: даже самая страшная баба-яга или трехголовый дракон не должны пугать ребенка, у него с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро обязательно одержит победу над злом.
Не стоит недооценивать роль пейзажа: очень важно, чтобы ребенок представлял себе, хотя бы в самых общих чертах, на фоне каких декораций разворачиваются описываемые события: как выглядит среднеевропейский лес, где заблудилась Машенька, джунгли, в которых жил Маугли, что растет на севере Швеции, куда летел вместе с дикими гусями Нильс. Так исподволь, между делом, расширяется кругозор малыша, формируется его картина мира.
Заключение
Быть может, кому-то покажется, что качественные, яркие книги с красивыми цветными иллюстрациями слишком дороги. Но любая, даже самая дорогая книга на порядок дешевле робота-трансформера или куклы Барби, которых сегодня стараются купить детям даже в семьях со скромным доходом. Но даже если качественные книги вам действительно не по карману, всегда можно попытаться найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку, они по-прежнему существуют, абсолютно бесплатны, и на первые шесть-семь лет жизни книга вашему малышу там точно хватит.
Сообщений: 5615 ЗЖФ-зависима: 14 лет 7 месяцев 13 дней
Откуда: Запоріжжя, Жовтневий р-н
Имя: Олександра
Семья: чоловік і синочки
Детки: Тарасик і Ромчик
Я прочитала на одном дыхании и очень расстроилась в конце, что книжка такая небольшая, я бы хотела читать еще и еще.
Я не читала Конюхова, но если хочется еще и еще читать что-то подобное, мне кажется, книги Тура Хейердала подойдут. "Путешествие на "Кон-Тики" и "Ра". Там описаны не просто одни из величайших экспедиций современности, но и как рождалась идея, как изучалась теория, как строились лодки, как собирали экипаж... Я зачитывалась... Правда, уже во взрослом возрасте.
Кактуся, да, это было небольшое отклонение от темы детских книг, просто к слову пришлось Что бы оценить всю красоту гипотез Хейердала нужно обладать достаточно обширными знаниями по истории и географии. Да и с психологической точки зрения наблюдать за поведением небольшой разношерстной группы людей среди океана интереснее в более сознательном возрасте. Наверное к концу школы есть смысл предложить... Теоретически :)
кстати книжек Дед Мороз и лето очень много на прилавке в наличии, аж в трех местах
уже в одном месте только остались да и то там штук 6 осталось (хотя может еще есть). реклама - страшная сила! Я себе две взяла Цена действительно невероятная для такой замечательной книги (да еще и недалеко лежат одноразовые тоненькие развивалки Махаона по 9 с копейками и это чудо за 11 )
Еще выложили целую корзину книг изд-ва Азбука из серии Мастера книжной иллюстрации: Гримм Якоб и Вильгельм: Спящая красавица Художник: Гольц Ника http://www.labirint.ru/books/250765/
Последние две книги на мой взгляд на любителя уж слишком реалистичные в случае Гордеева и мрачные в книге Бычкова иллюстрации. Зато взяла обе книги с иллюстрациями Ники Гольц. Давно присматриваюсь к ее творчеству, но все не получалось что-то выбрать. Опять же в этой серии главное - иллюстрации, а они волшебные Уже прочла в отзывах, что хотя перевод заявлен Анны Ганзен, но он не точен. Несмотря на это книги вполне читаемы да еще и за 14 грн
_______________________________
- Это невозможно! - Возможно, если ты в это веришь.
Кактуся, мне понравилась очень сказочные, акварельные, не похожие на другие иллюстрации, очень своеобразные, узнаваемые. Мне кажется, они идеально подходят для нашего возраста. А еще иллюстраций так много и они настолько полные, что сказку можно рассказать и без текста Хотя честно скажу, что ранние иллюстрации Ники Гольц нравятся мне больше, они проприсованы более детально. Щелкунчик с ранними иллюстрациями мне кажется идеален И еще эти иллюстрации напоминают мне какой-то мультфильм из нашего детства, не могу вспомнить какой
_______________________________
- Это невозможно! - Возможно, если ты в это веришь.
Кактуся, Олечка, спасибо! я хоть выстроила себе примерно "план урока", а то как открыла, а там просто буквы, у нас же парень не книжный, надо как-то подобраться. вот вчера читали Кота Василия, и как я догадывалась еще до получения книги, нам очень понравился стих Лев, потому как он страшный и большой. читала раз 20, наверное. какие там Василий и Мефодий-слабаки
_______________________________ Inside my heart is breaking, my make-up may be flaking, but my smile...still stays on.
но тем не менее это сплошь и рядом было)) я так подозреваю, это пошло как раз из ситуации, когда ребенок выучил сначала звуки, а потом по аналогии уже сам стал называть буквы - "бэ", "вэ", " гэ", "дэ" - и аналогично "лэ", "мэ", "нэ" и так далее. звукам может и достаточно уделили внимания при обучении, а вот буквам нет недоработка со стороны родителей тех же. тут еще такой момент - одни дети более обучаемы и схватывают все на лету. им можно давать сразу все - и буквы, и звуки. разберутся и будут читать правильно. у других другой склад ума - к ним нужен только осторожный правильный подход, чтобы не навредить и не испортить.
да, Ален, нет такой системы, которая бы устраивала меня своим подходом на 100%. да и я не сторонница в два-три года настолько серьезно подходить к вопросу, как заниматься "по системе". наша система это познание мира через игру, стимуляция естественного интереса ребенка к окружающему. я смотрю, что он готов воспринимать и в каком количестве - и в этих объемах обучаю ребенка. все остальное - к такому-то возрасту должен знать, уметь и т.д. с моей точки зрения в таком возрасте это ненужный напряг для ребенка, лишнее. и тем не менее, несмотря на такой мой подход, ребенок развит очень сильно для своего возраста - мы просто тестируемся на комиссии психолого-педагогической и там оценивают развитие, знания и умения ребенка. поэтому меня это еще более уверяет в мысли, что избранная тактика с позиций для моего ребенка была правильной а комплексные знания с серьезным подходом, с охватом всех нужных моментов я начну давать лет с 4-х, не раньше. тогда это уже будет целенаправленная подготовка к школе. а сейчас пусть наслаждается детством и беспечностью))
оффтопи-и-им конечно ужас как с тобой))
-- Пользователь добавил некоторое время спустя --
Dianna писал(а):
вот вчера читали Кота Василия, и как я догадывалась еще до получения книги, нам очень понравился стих Лев, потому как он страшный и большой. читала раз 20, наверное. какие там Василий и Мефодий-слабаки
слушай, ну какие все-таки дети разные а вообще, это классно, что ты уже чувствуешь, что понравится твоему ребенку. можно более прицельно покупать книги под его вкусы, "угадывать"
нам очень понравился стих Лев, потому как он страшный и большой
мы в 2 года рыдали уже при виде одного стиха) Читать было нельзя ни в коем случае) Сейчас фишка - читать и приговаривать - "и зачем я этого льва боялась?!"
-- Пользователь добавил некоторое время спустя --
Цитата:
мы просто тестируемся на комиссии психолого-педагогической и там оценивают развитие, знания и умения ребенка.
Оль, а где такое есть? Заинтересовало.. У нас в саду проводят подобные тесты, 2 раза в год... Но как по мне... Или мы таки вУмни, или тесты примитивные Для поступления в лицей реально есть список того, что ребенок
Цитата:
к такому-то возрасту должен знать, уметь и т.д.
а лишь потом уже психолог оценивает общую готовность ребенка к поступлению в школу.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0