Site Logo
 
Текущее время: 14 июн 2025 09:16

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сын-алалик. история из жизни.
СообщениеДобавлено: 08 окт 2016 21:16 
Не в сети
Общительная Леди
Цитата

Сообщений: 221
ЗЖФ-зависима: 9 лет 1 месяц 4 дня
Детки: Лиза,Даня,Амина

Очки репутации: 21
Повысить репутациюПонизить репутацию
». Часть 1.
Все началось с книги. У полки с педагогической литературой в книжном магазине я наткнулась на пособие по воспитанию гениев. Книга так и называлась: «Как воспитать гения». А кто не хотел сделать гения из своего первого ребенка? Всего 50 рублей, и великое будущее ребенку обеспечено. Взяла не раздумывая.
Дома принялась за чтение и обнаружила, что это логопедический справочник. «Логопедия для всех» Л.Г. Парамоновой. Речь человека – это очень важно, согласна, тем более, когда предлагается возможность познакомиться в различными ее нарушениями. К гениальности это все-таки исключительно рыночное отношение имеет – увеличить количество продаж, но все же сразу принялась штудировать пособие и сравнивала читаемое с речью своей дочери – нет, все у нее было нормально. И книга ушла на полку. Однако скоро была снята и передана соседке – ее племянник не разговаривал. И поскольку книгу я прочитала внимательно, то сразу нашла расстройство, под которое этот 3-летний мальчик подходил – алалия. Соседка внимательно изучила, согласилась, что, похоже, но, к сожалению, доступа к ребенку у нее не было, а его мама не слишком беспокоилась по поводу речи сынишки. Книга вернулась на свое место.
На этот раз простоять ей пришлось довольно долго. У меня родился сынок, проблем с речью у которого тоже не предвиделось. Мы до бесконечности прокручивали видеоролики, где он агукал мне в ответ и выплясывал под музыку, где он лопотал, рычал как машина и говорил по телефону. «Алло» – его первое слово. Второе было «деда» – так звала дочка, прося открыть дверь в комнату дедушки и «Федор» – именно этим словом он «открывал» все двери.
Шло время, но слов не прибавлялось. Даже наоборот, исчезли и два первых. Бабушки и дедушки, шутя, называли его «немтыркой», а я особо не беспокоилась – мальчик, они всегда позже начинают говорить. Тем более что лопотал он все больше. Этот лепет вызывал веселье окружающих, которые пророчили ему быть великим болтуном. Он стоял, внимательно глядя в глаза, и упорно, в течение нескольких минут подряд, говорил набор звуков, которые не только мы не понимали, но и он сам – этот набор звуков не закреплялся ни за какими предметами, ни за какими действиями. Но как же сын хотел разговаривать!
Иногда мне казалось, что он не слышит. Глухота? Мог спокойно играть в пирамидки, прекрасно справлялся с определителем фигур, внимательно наблюдал за окружающими – и смело повторял лепку из песка, хотя дочери нужно было объяснять, как играть с формочками. С года кушал только сам. И не откликался на слова. Не поворачивался на имя. «Упрямец!» – думала я и говорили другие. «Или не слышит?» Пробовала похлопать неожиданно у него за спиной – то обернется, то нет. Потом уже узнала, что это самый ненадежный способ проверки слуха. Но однажды он ел за столом и обернулся в сторону трубы, по которой в тот момент стекала вода: он не только услышал, но и определил правильно источник слабого звука – нет, глухота была не про нас.
Однажды я заметила, что сын может сказать довольно длинную фразу. Например, «кто там – почтальон Печкин». Любимый мультфильм. Но как он смог? Нечетко, с жутким произношением – но все же целая фраза. Разве так бывает? Очередное сомнение закралось в душу. Опять книжки, и все никак не могу поверить, что что-то не так: пройдет, все дети по-разному развиваются. Научили с дочкой отвечать его на вопрос: «ты маму любишь, да?» – «да». Но оказалось, что он в любом случае говорит последнее слово: «тебя как зовут?» – «зовут».
В его интеллекте я не сомневалась: очень сообразительный и самостоятельный. Только вот речь его упорно развивалась по когда-то прочитанному сценарию: сенсорная алалия. Нет, я не могла это принять ни в коем случае. Особенно после прогнозов: «прогноз неблагоприятный, обучение алаликов со слабослышащими и умственно отсталыми не эффективно, речь можно восстановить только используя специальные методики, и то вероятность невелика». И это про моего сына? Это моего сына невозможно будет научить говорить даже среди глухих деток и деток с нарушением интеллекта? Не может быть.
Не может быть у нас никакой сенсорной алалии. Ведь в описании ясно сказано, что сенсорные алалики ведут себя как глухие с рождения, не лепечут, не агукают, не реагируют на музыку и т.п. Разве это про моего сына? Нет, у нас что-то другое или вообще ничего нет, заговорит.
В два года появилось «мама-папа» и в общей сложности 30 подражательных слов (переписала все от «ку-ку» до «иты»-цветы). Но отсутствие слов меня не так сильно волновало, как непонимание речи. Да, я уже с уверенностью могла сказать, что Федор ведет себя как глухой. Что те слова, которые дети понимают в 1,5 года – он не знал и в 2,5, и уже невозможно было относить это к упрямству. Чтобы позвать есть – нужно было показать тарелку, чтобы усадить за рисование – карандаши и бумагу. Кое-что он, конечно, понимал, но только со зрительной поддержкой: например, когда мы одевали варежки и я просила «дай другую руку» – он подавал. Меня это успокаивало. Никаких нарушений координации не было – спокойный и совершенно разумный на вид ребенок. Однако когда невропатолог на приеме попросила потрогать молоточек другой рукой – это оказалось для него выше понимания, чтобы он выполнил – нужно было взять его другую руку и потрогать ею молоток: потом он смог сделать самостоятельно. Когда же его попросили закрыть ротик (с просьбой открыть он справился) – он стал открывать еще сильнее, просто потому, что не знал слова «закрыть», а как я потом поняла – не различал на слух «открой-закрой», для него эти слова звучали одинаково.
Однако лекарства мы пить не стали. Не благословили нас, сказали подождать до трех лет. Но и в 3,5 результата не было – 80 слов при очень ограниченном понимании. Мы стали обследоваться. Сурдолог – слух сохранен. Невропатолог назначил пройти ЭЭГ, выписал лекарства. К логопеду-психологу-дефектологу нас не направили, а мы сами и не пошли.
В Федины 3,5 года у меня было уже четверо детей. Он ходил в садик. С садиком в ясельной группе проблем не было: воспитательница называла его упрямым, но говорящим мальчиком, ведь «он все понимает. Он прекрасно может соотносить цвета. Полностью сам себя обслуживает – самый самостоятельный из группы. Только в углу не стоит – его поставят, а он выходит. И не разговаривает». На следующий год стало сложнее. Федор явно не успевал на занятиях, убегал на прогулках, не общался с другими детьми, решал свои проблемы силой и стоял в углу (научили) всякий раз, когда отбирал у кого-то игрушку или когда ударял за отобранную у себя – потому что не мог воспитателю указать виноватого.
Пользы для речи никакой, логопеды садика отказались, воспитательница давила, а сын с каждым разом закатывал все более серьезные истерики после сада и все с меньшим желанием туда шел. Как только появилась возможность, я его забрала, мы снова все были дома: я и четверо дошколят.
часть2
Сомнений в диагнозе «сенсорная алалия» у меня к тому времени не осталось. Все шло точно по книге, тютелька в тютельку. Я много раз перечитывала нужную главу, оставила попытки понять, почему же до года у нас все было нормально. Нужно было идти вперед, надежды ни на кого не было.
Обращалась к местным логопедам – «ждите до 5 лет, он же не совсем молчит». Пыталась найти информацию в Интернете – но ее практически не было, кроме краткого описания расстройства. Как-то муж сказал: «Пусть будет, как будет, не начнет говорить – будет сидеть дома, главное, чтобы человек вырос хороший». С помощью Божией мы приняли этот самый худший вариант как возможный, примирились с ним и просто жили дальше.
Однако мы стали много играть. Зимние вечера и четверо детей – я покупала тематическое лото с предметами, книжки с крупными картинками без текста. Мы лепили, клеили, вырезали, раскрашивали. И вот однажды произошло чудо – с инструментами. Мы вылепили их из пластилина, потом рисовали, потом вырезали их из почтовых коробок – крупные, раскрашенные сыном – они стали любимыми игрушками на две недели. И к концу этих двух недель я поняла, что он запомнил и правильно употребляет их названия. Пила, молоток, гвоздь, шуруп и даже дрель – не очень четкие, но точно названия инструментов. Дело пошло.
Именно так мы поступали с разными группами предметов: овощи, посуда, фрукты – мы искали их в книжках, рассматривали вживую, рисовали-лепили-клеили. И постепенно сын понял, что у каждого предмета есть свое название. Он еще ничего не спрашивал, но процесс запоминания пошел легче: я многократно, до 100 раз, глядя сыну в глаза, повторяла названия майки и штанов, стола и шкафа, давала их трогать, рисовать и играть с детскими наборами. Потом я узнала, что именно так и нужно поступать – подключать к освоению слова все органы чувств: зрение, осязание и даже обоняние. Как только он запоминал название предмета – слово входило в его словарь. Благо, с активной частью речи у него проблем не было.
Постепенно ушло повторение нечленораздельного сочетания звуков. С бездумным повтором фраз было сложнее, но и это я старалась использовать: именно с помощью этой его особенности мы научились говорить, как его зовут. Я спрашивала «Тебя как зовут, Федя?» – он повторял последнее слово «Федя». Через пару недель я опустила в вопросе «Федя» – а ответ все равно услышала правильный. Есть! Еще одна маленькая победа.
Очень помогали другие дети: старшая Ксения тем, что смогла воспринять мой способ общения с сыном, помогала, повторяла, говорила четко, играла и возилась с ним, с которым даже взрослому было тяжело. Малыши тоже не сидели без дела: следующая за Федором Танюша давала ему постоянный пример облегченной речи, ведь за сверстниками он не поспевал, а у нее можно было копировать упрощенные образцы. А маленькая Женя помогала сохранять самооценку, не чувствовать себя ущербным: она вообще ничего не говорила и совсем ничего не понимала. И все вместе они создавали группу, в которой работать всегда легче, чем один на один с мамой.
Мы пили два раза в год несильные стимуляторы и говорили, говорили, говорили с сыном. Большую роль для развития речи играли положительные эмоции, коими у нас были поездки к бабушке-дедушке на природу, к коровам, кострам и воле. Занятия всегда были ситуативными: я видела, что в этот момент сыну можно что-то объяснить, потому что предмет попал в зону его интереса – и старалась не упустить момент.
В 4,5 года мы смогли сесть за стол и начать заниматься с пособиями. Я уже знала, что сенсорная алалия – это не смертельно. Что ребенок должен выучить русский язык как иностранный. Что есть дети, которые с подобным диагнозом к 14-15 годам полностью избавлялись от последнего признака сенсорной алалии – косноязычия. И самое главное – я видела, как мой сын учится говорить. Как он одну за другой преодолевает сложности русского языка. Я старалась не сравнивать его со сверстниками – чтобы не огорчаться. Я всегда сравнивала его с ним самим полгода назад. Чтобы понять – у меня уже другой ребенок.
Ближе к 5 годам у него началось заикание. Я испугалась. К счастью, у меня к тому времени был сложившийся круг сетевых знакомых с детьми с таким же диагнозом, с которыми я тесно общалась на форуме. И тогда я узнала – заикание свидетельствует о выходе из алалии. Оно должно пройти через несколько недель. И начинается потому, что ребенок на выходе усваивает слова самостоятельно, а не натаскиванием, и не справляется с захлестнувшим его речевым потоком. Наше заикание выросло за неделю и в течение следующих двух полностью сошло на нет.
Что произошло? Мы больше не алалики. Конечно, никаких чудес. Но как в иностранном языке бывает набран определенный запас слов, от постоянного упражнения в языке появляется чувство этого языка – так и у нас появилось чувство русского языка. Общее недоразвитие речи – вот наша проблема теперь. Это сложно, сыну тяжело усваивать грамматические формы: род, падеж, число; словообразование – высший пилотаж, и сказать, что сок апельсинОВЫЙ – мы смогли только после 5 лет. Бедный словарь – его надо наполнять год за годом. Непонимание сложных фраз – большая речевая конструкция лишает возможности сориентироваться в обращении и ставит в тупик. Неправильное употребление предлогов и приставок. Нарушения произношения, вызванные не различением на слух близких по звучанию фонем. Странный выговор – как иностранный акцент. И еще много всего, что не уйдет само – но с чем можно бороться. Главное, что ребенок любит и хочет говорить, что он ждет подсказки и готов работать, что его мозг воспринимает и обрабатывает слуховые сигналы. Считается, что у человека есть области мозга, которые не имеют определенной функции. И когда идет постоянно раздражение поврежденных областей (а при алалии области мозга, отвечающие за речь – повреждены) – их функции берут на себя именно эти, свободные области, не имеющие нужной специфики, но способные «подменять». Именно так, я думаю, произошло у нас.
Не многие родители могут понять счастье матери, которая бежит за листочком записывать очередную фразу сына. Вот он отказывается есть салат. Но не молчит, нет, он говорит: «Тут трава. Траву ест корова, а я не ем». А когда сестра на улице случайно проглотила залетевшую в рот мушку, пошутил: «Ты что, лягушка?» Это естественно для родителей, чьи дети обладают даром речи. Как часто мы об этом даре говорим и как мало мы представляем, что значит его отсутствие. Ведь узнать, что лягушки кушают мошек, мы смогли только тогда, когда научились задавать вопросы – а это было тоже очень и очень сложно. Зато теперь можно многое узнать – и потихоньку сходит на нет отставание в психическом развитии, которое было вызвано отсутствием речи.
Я думаю, что мой сын вряд ли будет болтуном. И не потому, что речь его всегда будет ущербна. Нет. Преодоленное расстройство воспитывает принципиально иную культуру слова. На вопрос «Где машинка?» сверстники, с которыми он бегает, отвечают: «Машинка? Кажется, э-э-э, последний раз мы играли в нее в песке. Может, она там? Пойдем посмотрим». А он ответит: «В песке». Слово слишком ценно, слишком дорого. Оно используется только для того, чтобы точно высказать мысль и быть понятым: в игре, в быту, в учебе, но только не напрасно.
Я никогда не относилась к сыну как ущербному. Всегда любила его такого, какой он есть. И если бы мне предложили вернуться назад и что-то изменить – например, чтобы сын был каким-то другим, в том числе и говорящим – я бы не согласилась. Относиться к речевому расстройству можно по-разному, но для меня алалия не стала приговором, а слово «алалик» – не стало словом обидным или причиняющим боль. Да, у кого-то дети шатены, а у кого-то брюнеты, у кого-то говорящие, а у меня алалик – это данность, его особенность, его черта, которая подчеркивает индивидуальность сына и помогает нам всем учиться держаться друг за друга, учиться видеть чужое несчастье, учиться сострадать.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сын-алалик. история из жизни.
СообщениеДобавлено: 09 окт 2016 01:25 
Не в сети
Общительная Леди
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 167
ЗЖФ-зависима: 9 лет 16 дней
Имя: Евгения
Семья: замужем
Детки: сынок и доченька

Очки репутации: 7
Повысить репутациюПонизить репутацию
(-hm-) (-hm-) Как мне знакома єта боль.читаю вас и ридаю..моему синочку скоро 6 лет..узнала что такое аллалия полтора года назад.до єтого часто слишала что мальчики поздно начинают говорить...єто трудно..ви так описали ситуацию.как будто знаете моего Ванечку.Удачи вам искренне хочу пожелать. yesss


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сын-алалик. история из жизни.
СообщениеДобавлено: 14 окт 2016 17:24 
Не в сети
Общительная Леди
Цитата

Сообщений: 221
ЗЖФ-зависима: 9 лет 1 месяц 4 дня
Детки: Лиза,Даня,Амина

Очки репутации: 21
Повысить репутациюПонизить репутацию
..история не моя,но я -для себя,для всех мам деток-особят- если нахожу такие истории- то сохраняю и делюсь.Нам,девочки- нельзя терять надежду и веру.Мы любим наших детей такими какие они есть.
Приведу чудные слова которые сказала мне в ободрение Катя,логопед-дефектолог из Центра Развивающих Методик Киян, которая работала с одним из моих деток :


Мы все идем к счастью. Изогнутые в невероятных позах, часто – лишенные дара речи, мы шагаем, обутые в ортопедические ботинки, в светлое будущее и верим, что дойдем!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сын-алалик. история из жизни.
СообщениеДобавлено: 29 дек 2016 01:22 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 1516
ЗЖФ-зависима: 15 лет 7 месяцев 15 дней
Откуда: Запорожье, 4 Южный
Имя: Юля
Семья: замужем
Детки: Артемий
Медали: 1
Благотворительная ярмарка (1)

Очки репутации: 63
Повысить репутациюПонизить репутацию
ухххх, у меня мальчик до 3 не говорил, алалия была под вопросом, сейчас болтает,рот не закроешь.... Перечитала и нахлынуло

_______________________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Сын-алалик. история из жизни.
СообщениеДобавлено: 29 дек 2016 10:06 
Не в сети
Леди Совершенство
Цитата
Аватара пользователя

Сообщений: 6747
ЗЖФ-зависима: 13 лет 11 месяцев
Откуда: Золотые Пески
Имя: Оля
Семья: замужем
Детки: 2
Медали: 6
Я люблю ЗЖФ (1) Почетная мамочка форума (1) Благотворительная ярмарка (2) К 10-летию форума (1)
Я люблю Україну (1)

Очки репутации: 807
Повысить репутациюПонизить репутацию
мама_Амины писал(а):
есть дети, которые с подобным диагнозом к 14-15 годам полностью избавлялись от последнего признака сенсорной алалии – косноязычия.


моей дочке при ситуации очень похожей описанной в статье ставили диагноз нарушение фонематического слуха. но занималась я с ней примерно так же как описано, главное было запомнить слово и тогда оно входило в словарь. сейчас ей 16 и она совершенно ничем не отличается от обычных подростков. единственное что можно пожелать мамочкам таких деток, это бесконечное терпение, упорство в достижении целей и не слушать диагнозов которые будут вешать на ребенка. нам некоторые особо умные и ЗПР писали и еще много страшных слов. были посланы мной тут же ha-ha

_______________________________
Невозможно быть хорошим для всех и каждого… Если одних согреет тепло вашего сердца, то другие будут рады погреться у костра, на котором вас будут жечь.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

 
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0



cron
-
Администрация форума не несет ответственности за содержание сообщений пользователей. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. При использовании любых материалов активная ссылка на ladies.zp.ua обязательна.
ЗЖФ в социальных сетях: