нашла хорошу информацию по аутизму и методике томатис, выложила ее мамочка которую я знаю- она тоже ребенка лечит в киевском центре стимуляции мозга, познакомились с ней там же...
Томатис и аутизм Метод «Томатис» — не является панацеей для аутизма. Тем не менее, слуховая терапия может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы заболевания. Чаще всего «Томатис» используется наряду с другими терапиями. Стимулируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы.
Однако каждый аутичный человек индивидуален и может давать различные реакции на программу. В некоторых случаях мы можем наблюдать первые результаты в течение нескольких недель, иногда это может происходить намного дольше. Также, прогресс никогда не идет по прямой линии. Случаются как удачные, так и неудачные дни. Но мы всегда движемся вперед, особенно когда Вы оцените результат через несколько месяцев.
В большинстве случаев «Томатис» демонстрирует улучшения в следующем:
Уменьшается гиперчувствительность к звукам: лучше переносится различного рода шум; начинается большее взаимодействие с тем, что происходит вокруг, т.к. уменьшается уязвимость от окружающих звуков; и, как результат, уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение; больше обращается внимание вокруг себя. Уменьшается боязнь тактильного контакта: уменьшается боязнь тактильного контакта, и возникает желание взаимодействовать с другими. Это больше социализирует; дети становятся более любящими, нежными. Ребенок может подойти и сесть к Вам на колени, ожидая объятий. Происходят изменения с речью: у аутистов с отсутствием речи, изменяется рецептивная речь. Они могут начать вокализировать, издавать звуки или лепетать, экспериментируя с голосом; у детей с более развитыми речевыми навыками, может улучшиться экспрессивная речь. Появляются более длинные предложения, и подбираются более подходящие слова для описания. Возможное использование личных местоимений, таких, как «Я» или «ТЫ» вместо обращения к себе в третьем лице. Лучшее владение языком ведет к желанию коммуницировать. Происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды: те, кто разборчив в еде, могут начать принимать разнообразную пищу, включая пищу разной структуры. Изменяется представление о самом себе: как только появляется взаимодействие со своим голосом, сразу улучшается собственное представление. Они осознают, что у них есть голос! Улучшаются социальные навыки: появляется больший зрительный контакт; лучшее следование инструкциям; самостоятельная инициация контакта и коммуникации. Менее агрессивное поведение: снижение агрессии по отношению к окружающим и к самим себе; снижение повторяющегося поведения. Улучшается визуальный контакт: «взгляд в глаза» и осмысливание того, что Вы говорите; появление большего внимания тому, что видит ребенок.
_______________________________ Кто не поддерживает Роды свои и Веру свою в час годины тяжкой, тот отступник Рода своего, и не будет ему прощения во все дни без остатка. *** Жизнь – это зеркало, которое отражает для мыслителя то, что он, глядя в него, думает. Э. Холмс
Когда стоит проблема гиперчувствительности к звукам, то она корректируется в первую очередь. Когда мы справляемся с этой проблемой, тогда мы можем помочь начать слушать лучше. Это также улучшает сенсорную интеграцию. Оба этих элемента, навыки слушания и сенсорная интеграция, являются строительным материалом для развития их коммуникативных навыков. Аутисты часто испытывают невыносимую боль, потому что имеют сложную чувствительность.
Как ведут себя аутисты с гиперчувствительностью:
закрывают уши руками — чтобы защитить себя от входящего звука; наблюдаются вспышки гневных реакций — из-за необходимости иметь дело с постоянно входящими звуками; частое повторяют одни и те же слова, фразы, предложения — скорее всего, для собственного успокоения или стабилизации. Итак, почему они настолько чувствительны к звукам? Ответ на данный вопрос лежит в том, как мы слушаем. Наша кожа и наши кости являются хорошими звуковыми проводниками. Все наше тело отвечает звукам. Тем не менее, в отличие от многих людей, многие аутисты слушают предпочтительно всем своим телом. Звуки, полученные телом не проходя фильтрацию, напрямую отправляются в мозг. Это значит, что неуместный фоновый шум не отфильтровывается. Итак, аутисты постоянно находятся под атакой звуков. Когда люди, в первую очередь, слышат ушами, звук фильтруется и уменьшает свою силу. Также отфильтровывается фоновый шум, т.е. они способны настроиться на то, что действительно важно для них. Аутисты с гиперчувствительностью не способны не обращать внимания на фоновый шум и настраиваться на то, что им нужно. Они слишком много слышат своим телом, они слышат слишком много костно-проводящим путем. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело.
Т.о. первоочередная задача — десенсибилизация костно-проводящего пути. Уши должны стать главным входом для звуков, а костно-проводящий путь станет вторым входом. Таким образом, звуки будут обрабатываться правильно. Это достигается при помощи системы электронных переключений, через специальные наушники, в которые вставлен вибратор. Через вибратор человек слышит своим скелетом — телом, и в то же время звук идет обычным — воздушным путем, через уши. Через определенное время человек привыкнет к слушанию первоначально через уши. Когда начинают переобучение, звук посылается по костно-проводящему пути за несколько миллисекунд до того, как пойдет по воздушному пути. Через определенный срок этот разрыв между подачей звука на скелет и на уши уменьшается, заставляя мозг самому регулировать костное проведение. И через некоторое время слушание будет настроено в первую очередь через уши. Десенсибилизация костного проведения уменьшает гиперчувствительность к звукам.
Девочки, добрый день. Поделитесь информацией - у кого-нибудь детки или знакомые детки с диагнозом Аутизм ходят в садик или только индивидуальные занятия? Заранее спасибо . Можно в личку
_______________________________ Интересная штука - ЖИЗНЬ!!! Когда у тебя все карты на руках, она начинает играть... в шахматы...
Как это - растить ребенка с аутизмом: истории запорожских мам
“Встретимся на площадке. Максим будет на горке, а Вика обязательно на качеле”, - сказала Наталья накануне интервью. У нее и ее подруги Леси родились дети с аутизмом. 061 пообщался с двумя запорожскими мамами и узнал, как меняется жизнь родителей после того, как они услышат такой диагноз ребенка.
О том, что у ее ребенка аутизм, Наталья узнала не от врачей. Первой заметила, что что-то не так, ее мама:
“У ее знакомой внук с диагнозом "Аутизм". На тот момент, когда нам было два года, им было девять, они уже активно работали над коррекцией поведения. И вот когда моя мама начала проводить параллели в поведении того ребенка и Вики, она поняла, что, похоже, у нас такая же ситуация”.
Наталья почитала об аутизме и ужаснулась: она не могла поверить, что с ее ребенком такое может быть. Дети с аутизмом отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. Также он может не реагировать на звуки, на свое имя, поэтому часто взрослые подозревают, что у ребенка нарушения слуха (которых на самом деле нет). Им сложно дается общение и познание чего-то нового, они не учатся на своих ошибках и часто даже не могут адекватно выразить свои чувства. Детки с аутизмом, если с ними не заниматься, могут до конца жизни остаться зависимыми от родителей.
“Кухня? А где это?”
К врачу Наталья шла с одной целью - опровергнуть предположения:
“Я говорю: "Нет, ребенок мой не такой. Это не про нас".
За полчаса Вике поставили диагноз и сказали: "Да, вы наши". Наталья долго плакала дома. Кроме диагноза, психиатр рассказала, что с ребенком будет дальше, и объяснила, как с этим жить и работать.
Наталья обратилась в благотворительный фонд взаимопомощи и защиты детей с аутизмом “Диалог”, где они с Викой начали заниматься с психологом. На тот момент Вике было 2 года и 10 месяцев. Уже через 4 месяца у ребенка появилась более-менее осознанная речь.
В работе с детьми с аутизмом самый главный инструмент или оборудование - это человек, обученный методикам. Ребенку может подходить методика, может не подходить, но перескакивать с одной на другую не эффективно и зачастую ведет к потере времени. Специалист должен обучать родителя работать с ребенком, ведь 2-3 часов занятия в день не хватает. Нужно, чтобы дома тоже постоянно работали родители.
“От специалистов зависит жизнь наших детей, - говорит Наталья. - Если родитель понимает, что делает с ребенком специалист, и эту же тактику поведения внедряет дома, то ребенок будет более успешен. Успешен - не в смысле, что он добьется какого-то признания. Под успехом я имею в виду социализацию. Ребенок сможет самостоятельно кушать, самостоятельно ходить в туалет - это очень большая проблема для нас, у ребенка будет местами поведение под контролем. Все равно сенсорные моменты куда-то не уйдут, но по крайней мере вы сможете находиться в общественных местах. И в дальнейшем садик, школа, институт и... Никто не говорит, что для нас институты закрыты, но надо много работать, чтобы ребенок смог там учиться”.
Дети с аутизмом все разные. У каждого есть свои какие-то сильные, какие-то слабые стороны. Кто-то при взгляде на ребенка скажет: "Какая ментальная инвалидность? Он все прекрасно знает, прекрасно общается - зачем вы ребенку навязываете диагноз?". Часто бывает так, что в теме космоса или теме динозавров, например, ребенок может свободно ориентироваться, но когда надо пойти на кухню налить себе воды, теряется: "Кухня? А где это?".
Вика слезла с качели, и ее тут же ударило другими качелями. Она заплакала, как плачут все дети. Наталья, успокаивая дочь, объяснила: это происходит, потому что у ребенка нет понимания опасности. Вика еще никогда не попадала под качели.
Проблема в том, что они не учатся на своих ошибках. Чтобы ребенок с аутизмом что-то запомнил, необходимо рассказать историю, приготовить карточки или нарисовать все схематично, а потом еще и прорабатывать долгое время на практике - каждый день.
“У меня Максим норовит вечно попасть под машину, - говорит Леся, - он думает, что машины мягкие. Постоянно бежит на дорогу. Мы уже и правила дорожного движения выучили, но еще не перестали выбегать. С болью так же: пока не дали попробовать горячий чайник или чашку, руки тянул к кипятку. Сейчас страшно, что подоконником заинтересовался - окна закрываю постоянно”.
Эффект бабочки
У Вики, как и у всех деток с аутизмом, есть проблемы с поведением. Иногда она повторяет случайные фразы, которые ни к кому не обращены - это называется “эхолалии”. Еще одна проблема - это неравномерная громкость: бывает тихо-тихо говорит, а потом как вскрикнет! Хотя никакой видимой причины на то нет. Также характерны “стимуляшки” или “бабочки”, как их ласково называют мамы: дети с аутизмом так часто выражают радость, страх или другие сильные эмоции. Они трясут руками, ногами или просто прыгают, дергаются. Словно младенцы, они не могут выразить ту же обиду или душевную боль - им будто не хватает слов.
“Когда мы учились ходить за руку, надо было долго работать над программой поведения. Обычно это месяца два занимает. Если ребенок лег на асфальт, нужно ждать, пока он не поднимется сам, не даст руку и не пойдет. Его нельзя поднимать, нельзя обращать внимания на него, никаких эмоций проявлять, никаких "Что ты делаешь?!". Ты молчишь. У тебя никаких эмоций на лице - ты ждешь. Нужно, чтобы он сам успокоился. И вот в этот момент за моей спиной парни пили пиво и сказали: "У таких мамаш дети до утра не доживают". А мне нельзя вообще реагировать. У меня слезы текут, я вытираю слезы, пока он не приходит в себя”, - рассказывает Леся.
Часто дети с аутизмом боятся что-то попросить, и из-за этого возникают “стимуляшки”. Некоторые родители думают, что ребенок как-то сам освоит этот навык, и не учат просить по методике. Или думают: "Наверно, хочет сок. Дам-ка я сок”, - и принимают решение за своего ребенка методом подбора. Другая ошибка - без просьбы дают еду. Соответственно, просьба не закрепляется, а потом ребенок приходит и пищит. А пищит он потому, что не умеет просить.
“Когда у людей с аутизмом спросили, какая просьба у них чаще всего была, когда они не могли ее выразить, 80% сказали о том, что они были голодные, о том, что у них что-то болело, а они не могли об этом адекватно донести просьбу о помощи. Зубы болят у многих - не лечили родители, не обратили внимание вовремя”, - объясняет Наталья.
"Что тебе приснилось?" - "Солнышко"
Аутизм диагностируется изначально “триадой”: коммуникация, общение и стимуляция. Чем старше ребенок становится, тем более заметны эти проблемы коммуникации и общения. Чаще всего такие детки не понимают двойного контекста в речи. Это проявляется в некачественном поддержании диалога, и чаще всего они говорят шаблонными заученными фразами. Да, они понимают, о чем речь идет, но не всегда могут выразить или дать обратную связь.
Проблема в том, что как и обычным детям, им нужен свой круг общения - со сверстниками. От родителей, от психологов, от специалистов они получили определенный уровень знаний и коммуникации, с ними дети могут общаться, а если отвести ребенка с аутизмом в садик или в класс, в группу сверстников, то чаще всего они просто потеряются. И это очень явно заметно, даже если вроде как изначально казалось бы, что у ребенка нет никаких проблем, но коммуникация моментально вылетает. Они воспринимают все буквально.
“Мы фильм смотрели, он обожает Холмса, - говорит Леся. - Но когда я говорю "Максим, ты будешь Холмсом?", он отвечает "Нет, я Максим". То есть кем-то быть, какую-то роль примерить на себя он не может”.
У детей с аутизмом практически отсутствует воображение. Зачастую, им трудно воспринимать сказки или творчество. Как пример Леся рассказывает:
“Я спрашиваю: "Максим, что тебе приснилось?" - "Солнышко". Нет воображения. А что такое воображение: фантазии, сны, грезы. Они отсутствуют”.
Ребенок с аутизмом, чтобы обратить внимание других на себя или что-то донести, может начать щипать или гладить - не все такое воспринимают.
Отсутствует навык игры. Из- за того, что дети не умеют общаться, нетипичны, другие, как правило, отталкивают их от себя и уходят. Дети с аутизмом обычно не только воспринимают все всерьез, но и резко реагируют на несправедливость.
“Поэтому если я говорю ему помыть руки, то и сама должна их помыть. Если я хочу, чтобы он надел кепку, я тоже должна надеть”, - рассказывает Леся.
Часто родители других детей в беседах между собой допускают "Та он дебил", "Неполноценный" - это самые ласковые слова, которые можно услышать. Такие комментарии обычные дети очень быстро улавливают. А потом в разговоре между собой выдают: "Моя мама говорит, что он какой-то ненормальный". И все, это якорь, который один раз будет сказан, но пронесется через всю жизнь. Вспомните, как во втором классе пришел новенький мальчик, и до 10 класса он "новенький".
Карту жизни ребенка определяет семья
Не всем семьям удается справиться с диагнозом. Наталья - вечный оптимист, она говорит, что в случае с аутизмом ситуация еще не так плоха
“83% семей, в которых рождаются дети с онкозаболеваниями, распадаются. В семьях, в которых рождаются дети с аутизмом этот показатель ниже - 67%”, - говорит Наталья.
Родитель должен, прежде всего, принять проблемы и диагноз своего ребенка, пройти через все стадии принятия утраты своих мечтаний и представлений о будущем ребенка.
“Мы однажды на площадке увидели одного ребенка и переглянулись: "Да, наш". Разговорились с мамой, и оказалось, что она знает о диагнозе и говорит: "Я надеюсь, что скоро перерастет". Она не переходит на следующий уровень, она отрицает, - рассказывает Наталья. - Важно понимать, что в раннем возрасте, пока они еще не так отличаются от "нормы" их можно научить коммуницировать, понять, принять и помочь им легче. Детей уже не переделаешь, но помочь им можно, можно дать навыки самообслуживания”.
Некоторые родители водят детей на занятия, платят деньги и жалуются, что ничего не получается. Они ждут, что ребенок выйдет с занятий, и у него будет и речь, и навык сна, и навык одеваться, но дома с ним не занимаются. Если в семье есть такой ребенок, то прежде всего за него ответственны родители. Родитель определяет план жизни, карту жизни ребенка, подключая специалиста.
И Леся, и Наталья - мамы-одиночки. Но они не только своих детей ставят на ноги, но и помогают другим родителям, которых ошарашили диагнозом “Аутизм”. При благотворительном фонде "Каритас Запорожье" они создали группу поддержки для родителей детей с особенностями развития.
Если родители будут изо дня в день работать с ребенком, из него может вырасти вполне самостоятельный взрослый. Аутизм никуда не уйдет, но по крайней мере человек сможет приготовить себе покушать, самостоятельно искупаться, сможет жить в обществе и реализовывать себя.
“Аутизм - это не приговор. Это состояние души”, - говорит Наталья и обнимает улыбающуюся Вику.
Способность слушать и контролировать себя — это основа речи. Как не парадоксально, это ухо контролирует речь и все ее параметры: громкость, поток, артикуляцию и т.д. Когда мы говорим, мы бессознательно следим за речью через самоконтроль. Это значит, что мы способны концентрироваться на входящих извне звуках, а также на звуках, идущих изнутри (внутренний голос). Aутисты отключают их, не обращают на них внимания, чтобы защитить себя. Но они также отключают то, что идет изнутри, возможно по тем же самым причинам. Они также отключены от внешнего мира, как и от самих себя. Поэтому коммуникация становится очень трудной.
Программа «Томатис» помогает аутистам развить способность слушать и контролировать себя, чтобы побудить желание коммуницировать. В данном случае вокальные упражнения — это ключ в достижении этой цели. Детей просят говорить в микрофон. Через обратную связь они сразу принимают собственный голос, поступающий на правое ухо. Голос возвращается не только в уши, но и на скелет, благодаря вибратору, встроенному в наушники. В том случае, когда речь идет о глубоком аутизме, и у ребенка нет речи, мы все равно предлагаем упражнения с микрофоном, стараясь получить его лепет или любые издаваемые им звуки. Вокальные упражнения всегда становятся испытанием для аутистов, особенно вначале. Возможно, до этого момента они не соединяли себя с собственным голосом, т.к. это требует сознания самого себя и собственного тела, что является слабой стороной у аутистов. Костные вибрации являются ключом к восприятию собственного тела, основе собственного развития. Это дает им возможность «чувствовать» свое тело. Аутисты должны научиться, как использовать собственное тело в качестве инструмента, чтобы инициировать речь. Проводимые вокальные упражнения дают им возможность «почувствовать» свое тело, развить способность воспроизвести звук, а это в свою очередь может привести к речи.
Ясно, что снижение гиперчувствительности и регулирование сенсорной интеграции позволяют выйти аутистам из своей защитной «раковины» и являются основными этапами на пути соединения аутиста со своей семьей и своим окружением. Несмотря на то, что Программа «Томатис» в первую очередь сосредотачивается на процессе слушания и вокальных упражнениях, но одновременно идет развитие и в других направлениях.
Итак, метод «Томатис»не панацея и сам по себе ничего не лечит, но Томатис «пробивает» подсознание и дает возможность специалисту (дефектологу, логопеду, психологу) провести быстрое и качественное лечение нарушений, после чего закрепить результат. На данный момент (по утверждению большинства специалистов) — для аутистов альтернативы ТОМАТИСУ пока нет.
Многие родители аутят даже слышать не хотят об использовании карточек пекс как методе коммуникации для их не говорящих или малоговорящих детей.
Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и вообще не захочет разговаривать, если научить его пользоваться карточками". И еще один - "если ребенок будет пользоваться карточками пекс , то это остановит развитие разговорной речи". И последний довод - "ребенок с карточками выглядит странно на фоне сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение".
Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Основные преимущества использования системы РЕСS: 1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. 2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда. 3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.
Баланс-мастер – это прибор, созданный компанией Neurocom (США) для оценки и тренировки равновесия, координации движений, управления мышцами. В США эта серия приборов первоначально использовалась для тренировки астронавтов в НАСА. Затем Balance-master начали использовать для помощи детям с нарушениями речи и поведения. Какие проблемы решает?
Занятия показаны для детей с задержкой развития речи, алалиями, аутизмом, заиканием и другими речевыми проблемами, а также с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия). Детям с нарушениями поведения и внимания, гиперактивностью.
Принято считать, что равновесие нужно нам только для ходьбы, бега и занятий спортом. На самом деле мозжечок — это своеобразный таймер нашего организма. Он контролирует и координирует практически все процессы, включая речь и поведение. У большинства детей с речевыми и поведенческими нарушениями диагностируются проблемы в работе мозжечка. Тренировки на Balance-master позволяют решить эти проблемы.
Также для мозжечковой стимуляции применяются упражнения на интерактивной платформе Wii Fit по программе Learning Breakthrough — система упражнений на балансирной доске доктора Билго.
Как проводятся занятия?
Во время занятий ребенок стоит на специальной платформе, которая очень тонко реагирует на его движения или перемещения центра тяжести. Задания и «обратная связь» появляются на экране монитора. Во время занятий используются мячи, специальные ступеньки и другие приспособления, которые делают упражнения разнообразными и интересными.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0